3654

Всё течёт - ничего не меняется

В Семее Саят РАХЫМБАЕВ, проживающий на верхнем этаже, подал в суд на 32 соседа, отказавшихся сдавать деньги на ремонт протекающей кровли! Ремонтные работы так и не начались, в результате аномальный ливень полностью затопил квартиру истца. В случае победы Саята у его товарищей по несчастью появилась бы надежда, что они не останутся один на один с дырявой крышей.

Но не случилось. Суд первой инстанции посчитал, что “оснований для удовлетворения требований истца не имеется”. А недавно судебная коллегия по гражданским делам областного суда оставила без удовлетворения апелляционную жалобу Саята Рахымбаева… Впрочем, сам он по-прежнему уверен в своей правоте.
14-этажному дому №3 по проспекту Ауэзова уже 27 лет. Но за это время он так и не увидел капитального ремонта. Уже с 2010 года у высотки начались серьезные проблемы с мягкой кровлей. Знал ли об этом Саят Рахымбаев, когда в 2012 году приобретал в ипотеку двушку на последнем этаже в этом доме?
- Хозяин вскользь обронил, что раньше немного отсыревали углы, но после ремонта никаких проблем нет, - рассказывает Саят. - После первых подтеков с потолка и сырости я сразу же обратился в КСК. Со мной согласились: да, кровля - общедомовая собственность, поэтому все жильцы независимо от того, на каком этаже они живут, должны внести свой вклад в ее ремонт. Но той тысячи тенге, которую каждая квартира ежемесячно вносит на содержание дома, хватает лишь на мелкий текущий ремонт. А вот для капитального ремонта кровли, которая протекает над всеми шестью квартирами в нашем подъезде, нужно собирать с жильцов дополнительные средства. Но люди воспринимают это в штыки. Тогда мне и предложили стать активистом, ходить на собрания жильцов и самому убеждать их в жизненной необходимости ремонта аварийной кровли.
Саят Рахымбаев так и сделал. Вот только все его усилия оказались тщетны. В 2013 году стартовала программа по термомодернизации многоэтажных домов. Казалось бы, вот он реальный шанс провести капитальный ремонт протекающей крыши! Для выдачи беспроцентного кредита от государства необходимо было набрать более пятидесяти процентов подписей от согласных жильцов.
- Мы рассчитали, что каждая квартира ежемесячно будет платить одну тысячу тенге в течение семи лет. Но большинство посчитало это непосильной нагрузкой для семейного бюджета, - вздыхает Саят Рахымбаев.
Последующие два года прошли у него в тщетных попытках убедить соседей согласиться на дополнительные сборы денег на ремонт крыши, состояние которой все больше ухудшалось. Но не было бы счастья, да несчастье помогло! В декабре 2015 года на предновогодний Семей обрушился… аномальный ливень. Залило не только квартиры на последних этажах, но и щитовую. Произошло замыкание электропроводки с сильным задымлением. Избежать пожара удалось только чудом.
- На очередном собрании я так и сказал соседям: “Ладно, мы уже поняли, что вам все равно, что нас заливает. Но вы хотя бы понимаете, что наш дом в следующий раз может сгореть?!” - рассказывает Рахымбаев.
На этот раз его аргументы попали точно в цель. На собрании жильцов было принято решение начать сбор средств на капитальный ремонт кровли над всеми шестью квартирами в подъезде. По составленной смете выходило, что каждая из 88 квартир должна сдать 28 тысяч тенге. Поскольку сумма оказалась весьма ощутимой для семейного бюджета, было принято решение вносить ее по частям до мая. Однако к установленному сроку из 88 собственников квартир 32 так и не сдали деньги. На собранные средства обслуживающая организация закупила стройматериалы. Но на оплату работы кровельщиков денег не хватило.
А тут как на грех лето в Семее выдалось необычайно дождливое. 5 августа город, обыч­но изнывающий от испепеляющей жары, столкнулся поистине с тропическим ливнем.
- Дождь лил как из ведра. И уже в девятом часу вечера у нас начался настоящий потоп! - Саята Рахымбаева передернуло от неприятных воспоминаний. - Это было что-то страшное: вода капала с потолка, лилась по люстрам, стекала по всем стенам, пол превратился в одну сплошную лужу глубиной не меньше пяти сантиметров! Мы поспешили обесточить квартиру. Боялись замыкания… Прибежали соседи снизу, их затопило. Они вызвали родственников. Человек шесть черпали воду с пола, а ее не убавлялось… У нас с женой двое маленьких детей. Хорошо, что их сразу забрали родители…
Еще долго не удавалось избавиться от последствий потопа. Квартира пропиталась удушающим запахом сырости. Сильно пострадали потолок, обои, покрытие пола. Отсырела мебель…
- Этот потоп стал последней каплей, - хмурится Саят Рахымбаев. - Для меня было все очевидно: нашей семье пришлось пережить этот кошмар из-за бездействия жильцов тех 32 квартир, которые не посчитали нужным сдать деньги на ремонт кровли - по закону нашей общей собственности. Президент Ассоциации председателей КСК города Семея Александр РЯЗАНОВ поддержал меня в решении взыскать с собственников этих квартир возмещение ущерба, причиненного потопом.
Саят Рахымбаев заплатил за услуги оценщика 18 тысяч тенге и получил справку для суда с оценкой ущерба в размере 419 678 тенге. Также он предоставил суду фотографии затопленной квартиры, протоколы общего собрания жильцов дома, где было принято решение собрать дополнительные средства на ремонт кровли. Но все его усилия оказались пустыми хлопотами. На судебный процесс из 32 ответчиков явились только… трое. Они утверждали, что не отказывались сдавать деньги. Просто не могли это вовремя сделать в связи с материальными трудностями. Суд принял их сторону, отказав в удовлетворении иска Саята Рахымбаева. Еще до начала судебного процесса он своими силами сначала устранил последствия потопа в квартире, а потом отремонтировал кровлю. Конечно, только над своей квартирой.
- Но у пяти моих соседей проблема с протекающей крышей осталась нерешенной, - говорит Саят. - И, похоже, им придется последовать моему примеру - делать крышу самим. Это очень дорого и хлопотно. Но разве есть другой выход? Жильцы, которые не сдали денег на ремонт кровли, говорили: вот вынесет суд решение в твою пользу, тогда и заплатим. А после моего проигрыша понятно, что никто ничего платить не будет…
Не скрывает своего разочарования решением суда и президент Ассоциации председателей КСК Александр Рязанов:
- Фактически суд поощрил горожан, которые считают, что могут не вносить свой вклад в ремонт общедомовой собственности. Это все ударит по состоянию жилого фонда, который и так обветшал донельзя!

Милана ГУЗЕЕВА, Семей

Поделиться
Класснуть