4271

Забастовка, которой не было

В 300-тысячном Семее разгорается скандал вокруг массового схода с линий автобусов основных маршрутов общественного транспорта в час пик. В конце минувшей рабочей недели тысячи горожан после многочасового ожидания на остановках вынуждены были ловить такси (кому позволял кошелек) или идти пешком по лужам. Что это было? И как избежать транспортного коллапса? На эти вопросы до сих пор нет однозначных ответов…

В пятницу, 24 марта, пассажиры стали очевидцами того, как после 17.00 водители автобусов получили приказ от руководства возвращаться в автопарки. В результате с линий дружно сошли автобусы 18 маршрутов, в основном принадлежащих двум крупным перевозчикам - ТОО “Семавтопарк” и ТОО “Азия Combi”. Диспетчеры этих предприятий пояснили журналистам портала “InformБюро”, что “автобусы попали в ямы и переломались все”, “обслуживание маршрутов прекращено из-за невыносимого состояния дорог”. Однако в то же время источник в городском акимате сообщил: перевозчики устроили забастовку из-за того, что власти отказываются одобрять повышение проездного пассажирского тарифа.
К слову, скоро будет два года с начала ожесточенного противостояния между акиматом и перевозчиками, которые не раз пытались самовольно повысить стоимость проезда. Власти, пресекая незаконные попытки, заявляли транспортникам, что не против повышения тарифа, но для этого необходимо представить документально подтвержденные данные о своих доходах и расходах. Однако вместо этого короли баранки предпочитали идти на откровенный шантаж.
Минувшей зимой перевозчики выдвинули властям дерзкий ультиматум: или одобряете повышение тарифа с 60 до 80 тенге как минимум, или с 20 февраля автобусы перейдут на сокращенный режим работы! Тогда прокурор Семея Марат ТУРУБАЕВ остудил их пыл, предупредив об ответственности за односторонний отказ от договорных обязательств.
Но ТОО “Семавтопарк” и “Азия Combi”, у которых на двоих 70 процентов маршрутов, похоже, никакой договор не указ. Еще в прошлом году они негласно перешли на сокращенный график работы, предпочитая выпускать ряд маршрутов преимущественно в часы пик. А в минувшую пятницу эти фирмы внезапно сняли свои маршруты с линий в самое оживленное время, когда горожане массово возвращались с работы домой.
На следующий день после демонстративной акции всех перевозчиков пригласили на встречу с прокурором города. Однако именно представители “Семавтопарка” и “Азия Combi” проигнорировали приглашение. Пришлось перевозчикам помельче объяснять причины резонансной выходки больших “братьев”. Их две - плохие дороги и “затягивание процесса повышения тарифа акиматом”. И они всем давно известны.
- У меня у 22 машин из 45 были мелкие столкновения, - пожаловался директор ТОО “Семдортехника-2” Геннадий ПЬЯНОВ. - То машина юзом пошла по наледи, то еще что-то. За весь зимний период коммунальными службами не принималось никаких мер на остановках, чтобы машины спокойно останавливались. Сейчас наступает еще худшее время - наводнение! Вчера (24 марта. - М. Г.) мы уже не могли проехать по ряду улиц. У китайских автобусов очень низко расположен генератор. Стоит ему нырнуть в яму - все! Машину приходится снимать с маршрута. А генератор сейчас стоит в два с половиной раза дороже. Поэтому мы и говорим сейчас, что надо ускорять повышение тарифа!
Прокурор города Марат Турубаев нашел стиль поведения бунтарей недопустимым, фактически назвав их выходку саботажем:
- Мы собирались в январе и феврале по вопросу содержания дорог и обсуждали вопрос повышения тарифа. На последнем заседании в феврале мы говорили, что будет повышаться тариф до 75 тенге. На тот период перевозчики не хотели давать свои расходы. Тормозилось. Обсудили, но воз и ныне там. Мое мнение: обе стороны виноваты. У перевозчиков свой резон есть: тарифы не повышают, хотя акимат обе­щал, дороги в плохом состоянии. Но перевозчики не правы, потому что все вопросы должны решаться в правовом поле, без ущемления прав граждан! Но они вчера саботировали свою работу, не выпустили до 90 процентов автобусов. Это незаконно. Это вопиющий факт!
Турубаев заявил, что прокуратура подготовила представление на имя акимата области по поводу того, что местные исполнительные органы своевременно не решили вопрос повышения тарифа. А перевозчикам прокуратура вручила официальное предупреждение о недопустимости подобных выходок. “Если в дальнейшем они будут нарушать договор, то будут приняты дополнительные меры прокурорского реагирования”, - пригрозил прокурор города.
Вроде бы к сказанному нечего добавить. Но пресс-релиз с рабочего совещания в городском акимате с участием перевозчиков смешал все карты. После перечня дорог, которые будут отремонтированы в ближайшее время, следовала любопытная приписка: “Представители перевозчиков разъяснили руководству области и города, что к 18.00 текущего дня (24 марта. - М. Г.) из-за технических вопросов на нескольких маршрутах было приостановлено движение автобусов, которое было в полной мере возобновлено утром следующего дня. Перевозчики проинформировали, что данная акция никак не связана с цено­образованием на проезд”.
Выходит, это вовсе не забастовка, а маленькое недоразумение, которое тем не менее ускорило такой долгожданный для перевозчиков процесс повышения тарифа? Сообщается, что этот вопрос уже внесен в повестку ближайшей сессии городского маслихата, которая намечена на 29 марта.
Вчера вечером на пресс-конференции заместитель акима Семея Николай УШАКОВ отверг утверждения о забастовке автобус­ников:
- У нас шесть перевозчиков. Но только у трех наблюдался сход маршрутов. Почему это произошло? Если раньше у нас днем и ночью сохранялась низкая температура, то в пятницу (24 марта. - М. Г.) резко потеплело до плюс пяти. Началось резкое таяние, и наши ямы на дорогах затопило. Кто-то сошел с маршрута из-за поломки, кто-то - из-за больших луж. Никто конкретно не заявлял, что это из-за тарифа! Если кто-то из перевозчиков это сказал, пусть это будет на его совести…

Милана ГУЗЕЕВА, фото с сайта arnapress.kz, Семей

Поделиться
Класснуть