3508

Этот “Еламан” похож на обман

Жильцы нескольких уральских многоэтажек объявили войну руководству своего КСК “Еламан”. Людей интересует, куда подевались огромные суммы денег, которые они выплатили кооперативу за шесть с половиной лет.

В декабре 2011 года по квартирам нового дома в 5-м мик­рорайоне Уральска прошлась некая Гульнара ОПИЕВА, сообщив новоселам: она - председатель их нового КСК “Еламан”. Женщина расписывала грандиозные планы по содержанию дома и благо­устройству двора, и люди в ответ одобрительно кивали.
Вскоре часть первого этажа в одном из подъездов дома была огорожена - там разместился продуктовый магазин. Потом открылась аптека, затем рядом с домом установили киоск по продаже бутилированной воды (на снимке), а на крыше появились антенны сотовых провайдеров. Словом, зарабатыванием денег в КСК занялись всерьез.
И все бы ничего, если бы это положительно отражалось на благоустройстве дворов и домов КСК “Еламан”. Однако ремонт в подъездах толком никто не делал, кодовые замки в подъездных дверях раскурочили неизвестные вандалы, а восстанавливать их никто не стал. Ни о каких камерах видеонаблюдения, которые установили во многих других дворах, никто слыхом не слыхивал, а потом в подъез­дах дома отключили свет и встали лифты. При этом с людей исправно собирали не только квартплату, по-современному - целевые (о тарифах разговор впереди), но еще и с каждой квартиры ежемесячно по 200 тенге “за свет”.
Когда к Надежде СОЛОДОВНИКОВОЙ в темном подъез­де пристали двое пьяных мужиков с недвусмысленными предложениями, терпению женщины пришел конец. Надежда собрала неравнодушных соседей, поставив перед ними денежный вопрос: а за что они, собственно, платят?
- Кроме нашего дома в КСК “Еламан” состоят еще три пятиэтажки. В общей сложности 510 квартир, - говорит Надежда Ивановна. - С каждой квартиры Опиева берет разные суммы. При этом владельцы жилья, абсолютно одинакового по площади, могут платить по-разному. Например, я плачу 693 тенге, а моя соседка, у которой точно такая же квартира, - 924 тенге в месяц. По какому принципу она вычисляет эти суммы, никому неизвестно. Тариф мы общим собранием не принимали. А с нового года она подняла размер квартплаты почти на треть! Разве это законно?!
Не меньше вопросов вызывает и ситуация с 200 тенге, которые предприимчивый председатель собирала за таинственный “свет”. Факт передачи этих денег практически нигде не отражался. Немногие из тех, кто требовал, чтобы получение денег было отмечено, удостоились карандашных записей в книжках: “200 тенге”. Люди в большинстве своем ни о чем не спрашивали, а просто передавали указанную сумму кассиру. Если умножить 200 тенге на количество квартир и лет существования КСК, получается сумма в 6 млн. тенге! А в компании, которая занимается поставкой электричества, сообщили: свет в местах общего пользования отключили потому, что у КСК “Еламан” накопились огромные долги. Куда ушли эти средства, неизвестно. Кстати, фискальные чеки об уплате квартплаты жильцам тоже никогда не выдавали.
- Участники КСК “Еламан” предоставили мне свои домовые книжки, и ни у кого не оказалось фискальных чеков, которые любой хозяйствующий субъект обязан выдавать при поступлении денег, - констатирует юрист общества защиты прав потребителей Шакир СУХАНБЕРДИН. - Как защитник прав этих людей я потребовал, чтобы Опиева предоставила мне документы: бумагу, подтверждающую, что именно она является председателем КСК, протокол общего собрания, где утверждаются тарифы, документы о поступлениях и тратах денежных сумм и т. п. До сих пор ни одного документа она не предоставила! Фактически получается, что никто сейчас не может отследить, куда делись все средства, собранные в качестве квартплаты и за свет. Речь идет о миллионах тенге. Мы добиваемся, чтобы по этому факту провели проверку и вывели этого председателя на чистую воду.
Сама Гульнара Опиева для встречи с журналистом времени не нашла. Но в телефонном разговоре с нами пояснила, что абсолютно все средства, полученные от жильцов и от сдачи в аренду подъездных площадей, пускала на благое дело.
- Понимаете, некоторые квартиры после сдачи дома стояли пустыми, за отопление там никто не платил. Кроме этого фирма, которая строила дом, оставила большие долги за свет: бетономешалки у них там работали, прожекторы горели. Все это мне пришлось закрывать самой, - сообщила она.
После вопроса, почему людям не выдавались фискальные чеки, Гульнара Опиева пообещала перезвонить позже. Однако с тех пор разговор с ней продолжить так и не удалось.
Между тем в строительной организации, которая возводила дом, сообщили, что ни о каких долгах, оставшихся после них, не может быть и речи.
- Во время строительства мы оплачиваем все коммунальные услуги сами. Когда дом сдается в эксплуатацию, снимаются все показания счетчиков. Это обычная практика, так, насколько мне известно, делают все строительные компании, - сообщил директор по строительству ТОО “Альтаир” Нурлан КУАНГАЛИЕВ.
После общего собрания На­дежда Солодовникова от имени жильцов КСК “Еламан” написала в городскую прокуратуру заявление, в котором рассказала о том, что творится в КСК. Из прокуратуры это заявление отправили в городской акимат, оттуда - в отдел ЖКХ с указанием разобраться в ситуации. Дело в том, что большая часть квартир дома находится в статусе арендного жилья, и, получается, владельцем здания является городской акимат, и именно там решали, кого назначать председателем КСК “Еламан”.
- Мы разобрались в ситуации, - сообщил “Времени” руководитель отдела жилищной инспекции отдела ЖКХ Нурлан ЧАБДАРОВ. - Увидели, что Опиева не справляется с работой. Она не смогла убедить жильцов в необходимости поднятия тарифа, а при таком, который был у них, содержать дома было невозможно. Мы ее уволили и передали эти дома другой сервисной организации.
- Но ведь там налицо финансовые махинации. Она никому не выдавала фискальных чеков, собирала деньги вообще без всяких подтверждающих документов. Разве вы не будете разбираться со всеми этими вопросами?
- Это вне нашей компетенции, - последовал ответ. - Наше дело, чтобы все было в порядке с домами. Что касается других вопросов, сейчас дела этого КСК будут передавать в новую организацию - “Каз Батыс Сервис”, и при передаче все выяснится. В случае необходимости можно будет назначить аудиторскую проверку и решать вопросы через суд.
Ситуация, сложившаяся в КСК “Еламан”, для Уральска практически беспрецедентна. Ибо работой своих КСК в городе довольны единицы, но желания бороться с системой не возникает ни у кого. Если участникам этого кооператива удастся добиться справедливости, это может стать отправной точкой для других.
Вода, говорят, камень точит. Но никто не знает ответа на вопрос, как победить бытовой инфантилизм и пофигизм жильцов много­этажек этой страны.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск

Поделиться
Класснуть