⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Баурджан КУЛИШЕВ: За год в карманах наших водителей оседает миллиард тенге

Оксана АКУЛОВА

Что реально творится в системе общественного транспорта Алматы

Разговор с директором ТОО “Green Bus Company” Баурджаном Кулишевым мы начали с электроавтобусов, которые в ближайшее время должны появиться в Алматы: два электробуса в течение трех месяцев будут проходить тестовые испытания, работая на обычных городских маршрутах. Об этом ноу-хау в сфере общественного транспорта Алматы, появившемся с легкой руки кипящего идеями акимата, мы уже писали (см. “А у нас электробас? Вот так раз...”, “Время” от 5.4.2017 г.). И хотя оно стало поводом для встречи, разговор шел и о многом другом.

- Баурджан, с общественным транспортом в Алматы столько проблем, что перечислять их можно очень долго. Мы что, все их решили, что пора взяться и за внедрение электробусов? Может, для начала привести в порядок то, что уже есть?
- Нельзя все время оглядываться назад и вспоминать неудачи - мы в любом случае должны развиваться, в том числе и в этом направлении. Электротранспорт - это будущее. К тому же мы не собираемся форсировать события. Даже первый год эксплуатации покажет, нужно ли его закупать в дальнейшем. Мы пока не знаем, как он поведет себя в реальных условиях. Но могу сказать точно: такой автобус дает меньше возможностей водителям что-то слить или свинтить. В электробусе негде воровать - это высокотехнологичная машина.
- Просто удивительно: мы собираемся покупать автобусы, которые называют “золотыми”, из-за того, что они стоят в три раза дороже дизельных, уповая на то, что водители не смогут ничего из них выдрать.
- Сокращение рисков - это лишь одна из степеней безопасности. Мы будем тестировать электробусы со всех сторон. К тому же у нас много хороших водителей, но они не хотят идти работать в автопарки за ту зарплату, которую им предлагают. Если мы поднимем ее до 350 тысяч тенге, они будут на руках носить любые автобусы, в том числе и электрические.
- А разве повышение зарплаты не ваша задача?
- Наша. Но чтобы сделать это, нужны условия. Вот смотрите: запустили электронное билетирование “Оңай!” - замечательная система. Но не предусмотрели двух вещей: дифференцированный тариф (когда билет, оплаченный наличными, стоит дороже проезда, за который платят электронной картой. - О.А.) и право контролера самостоятельно штрафовать безбилетников (не вызывая полицию, как это происходит сейчас. - О.А.). В итоге появился черный нал, который, получай мы эти деньги, можно было бы пустить на зарплату водителей.
- Вы действительно считаете, что “Оңай!” - замечательная система?
- Она показала себя так в феврале-марте прошлого года, когда только началась ее работа. Но через некоторое время люди поняли, что есть возможность не платить. Зайдет кондуктор - приложишь карточку к терминалу, нет - проедешь зайцем.
- Ну вот, опять во всем виноваты пассажиры. Но ведь дело и в водителях, которые берут наличку, контролерах, не “замечающих” безбилетников, кондукторах, протягивающих бумажки вместо билетов. Человек посмотрит на все это и скажет: “А зачем я вообще буду закидывать деньги на карту “Оңай!”? Отдам наличными - так проще”.
- Вы правы. Пока водителям запрещали брать наличку и не было кондукторов - платежи по “Оңай!” шли. Но я же говорю, постепенно их становилось все меньше - в июне не платили 60 процентов наших пассажиров. Другие перевозчики стали называть автобусы Green Bus пылесосами, потому что они высасывали людей с остановок - ведь можно было зайти и не платить. Если 1 февраля прошлого года по карточке “Оңай!” в день проходило транзакций на 22 миллиона тенге (и это только по нашей компании), то в июне эта сумма составляла 8 миллионов. Видя это, мы поставили вопрос перед акиматом: либо вообще убрать систему “Оңай!”, потому что она себя не показывает так, как было задумано, либо предпринимать какие-то другие меры. Тогда появились аппараты для разовой оплаты проезда. Я до последнего был против их установки. И мы сразу говорили транспортному холдингу (оператор системы “Оңай!”. - О.А.): “Ставьте на позиции кондукторов своих сотрудников”. Но нам ответили: “Пусть обилечиванием занимаются ваши водители”. Все: как только им выдали терминалы, они снова начали брать наличку. Что в итоге получилось? Внедрили “Оңай!”. Сначала система показала себя хорошо, потом начала хромать, как спасение ввели разовые билеты... И ситуация вернулась к той, которую мы имели до ее появления. Сейчас же электронное билетирование практически не нужно. Вот вы говорите, что “Оңай!” не оправдала возложенных на нее на­дежд. Да, я с этим согласен. Поэтому мы и разрешили брать кондукторов.
- А эти люди вообще кто? Ваши наемные работники, оформленные официально?
- Сначала водители просто привлекали к этому своих родственников. Но сейчас мы их официально оформляем как своих сотрудников. Я дал команду набрать в штат 800 кондукторов, у них будут соответствующие бейджи, и мы будем заключать с ними договоры о материальной ответственности.
- Вы по-прежнему устанавливаете водителям план?
- Да.
- А вам не кажется, что именно такая система и порождает бардак на дорогах?
- Конечно, я согласен с вами. Но дело не в плане. А в том, что водители имеют доступ к наличным деньгам. Спасти ситуацию может только запрет на их использование в автобусах.
- Но мы уже ввели терминалы разовой оплаты, поэтому и деньги никуда не исчезнут.
- Я надеюсь, что мы постепенно избавимся от терминалов. Транспортный холдинг обещает, что в течение двух-трех месяцев введут дифференцированный тариф. Я жду его как панацеи и надеюсь, что после его внедрения большинство пассажиров начнет платить картой “Оңай!”.
- Но люди опять же смогут договориться с водителем: отдать наличкой меньше, чем положено, и все...
- Согласен, 5-10 процентов пассажиров так и будут поступать. Но все же большинство людей считают деньги, и если платить картой будет выгоднее, мы предполагаем, что дифференцированный тариф будет равняться 120 тенге, они начнут использовать “Оңай!”. Все равно будет лучше, чем сейчас. Судите сами: в данный момент около 40 процентов наших пассажиров это, по сути, безбилетники.
- Как же такое может быть при наличии кондукторов?
- Это те люди, которые оплачивают проезд наличными. При этом примерно половина тех денег, которые они отдают за билеты, оседает в карманах водителей и кондукторов.
- О каких суммах идет речь?
- В среднем водитель уносит домой 10-15 тысяч тенге в день. То есть помимо зарплаты он имеет 150 тысяч тенге - при том, что работает 15 дней в месяц. Я предполагаю, что кондуктор за то же время имеет 100-150 тысяч тенге. Мы ввели систему штрафов - если ловим пассажиров с бумажками или половинками билетов, вычитаем из зарплаты водителя пять тысяч тенге. Но они не боятся этого. Большинство из них даже не выполняют план. А зачем им биться за дополнительные 50-70 тысяч тенге, когда они их за пять дней сделают? Поэтому и позволяют себе не заезжать на остановки, лихачить, хамить. Повторяю: единственный выход - убирать из автобусов аппараты разовой оплаты.
- Но у людей должна быть альтернатива - не всем нужна карточка “Оңай!”.
- Проезд можно оплачивать и через мобильные телефоны - его стоимость списывается с баланса. И сейчас есть такая возможность, просто люди ею не пользуются.
- После того как в ваших автобусах появились кондукторы, пассажиры начали говорить, что вы стали работать хуже, откатились в прошлое.
- Так и есть.
- И вы все это признаете и не можете ничего сделать?
- Не могу. До тех пор, пока не будет поддержки акимата, который должен дать разрешение на проведение регулярных полицейских рейдов, выявляющих безбилетников. Плюс нормальная работа “Оңай!”, отсутствие налички в автобусах и целенаправленное повышение заработной платы водителей.
- А вы о проведении рейдов просите?
- Конечно. На каждом совещании в акимате.
- И что вам отвечают? Нам не нужна социальная напряженность...
- Да. Вот сейчас пройдет Наурыз, закончится EXPO...
- То есть рейдов нет, а контро­леры, насколько я понимаю, в доле с кондукторами и водителями.
- Так и есть. Изначально у нас работали 175 контролеров, которые перешли из транспортного холдинга. Но они быстро почувствовали вкус денег и научились имитировать бурную деятельность. Мы начали их увольнять - сейчас их осталось 50. На них тоже очень много жалоб, но среди них есть и честные. А вообще, да: с контролерами делятся водители, я не скрываю - ежедневная ставка 1000 тенге.
- Но, наверное, дело не только в водителях и контролерах, но и в тех, кто стоит над ними, начальники автоколонн, например... Наверное, они тоже в доле?
- Конечно. Это круговая порука. “Колонник” видит, что водитель уносит 10-15 тысяч тенге домой. Чтобы тот закрывал глаза, он отдает ему 1000 тенге. И всем выгодно. И я не могу бороться с этой системой. Она будет жить, пока останется доступ к деньгам.
- Увольнять нарушителей?
- Мы так и делаем - уволили около пяти начальников колонн и двух замов по эксплуатации за то, что брали и вымогали деньги, 80 водителей. Но приходят другие и... Помните фильм “Убить дракона”? Я вам сейчас покажу протоколы дисциплинарных советов (достает документы. - О.А.). Вот. За три месяца наши водители своровали почти 6,5 миллиона тенге. Это только то, что официально выявлено конт­ролерами, которые могут и обнаружить, что в автобусе 10-15 зайцев. Нет, люди оплатили проезд, просто им не дали нормальный билет. И та сумма, которую я озвучил, лишь небольшая часть.
- Сколько же вы тогда реально недополучаете?
- В день приблизительно 3,5 миллиона тенге, в месяц - 90-95 миллионов, в год - миллиард тенге.
- Это то, что оседает в карманах водителей, кондукторов...
- Да. Конечно, есть те, кто вообще не берет деньги. У нас в штате 1700 водителей, может быть, сто их них - честные, и мы стараемся всячески их стимулировать. Но коллеги над ними смеются...

Для справки
В доверительном уп­равлении ТОО “Green Bus Company” находится три автобусных и один троллейбусный парк (все - бывшие муниципальные, осуществляющие перевозки на серо-голубых автобусах Yutong) - это 600 автобусов и 200 троллейбусов. В целом они обслуживают 48 городских маршрутов и перевозят 53 процента всех пассажиров в Алматы.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Темы: Пятое колесо
Загрузка...
Комментарии 14
Для того, чтобы оставить комментарий необходимо войти с помощью:
Время или Зарегистрироваться
Fedor
5 апреля 2017, 22:46
Оксана, вы часто пишете о проблемах общественного транспорта, вам не кажется что этот теневой бизнес, уходит очень высоко на верх? Ну никто не может навести порядок, никто. Потому что все делают только вид что наводят порядок, потому что не в карманах водителей оседает этот млрд., а в других и значительно больше. Если бы было дело в только в водителях, уверяю, давно бы навели порядок.
Ссылка
Graf
6 апреля 2017, 21:37
После прочтения осталось ощущение недосказанности, хотя Кулишев вроде не глуповат. Оксана, слабО взять интервью на эту тему у градоначальника? Кулишев ведь между строк даёт понять об этом.
Ссылка
Fedor
5 апреля 2017, 22:49
Посмотрите, где был чей-то тайный финансовый интерес, ничего не получается. Карточки "Онай" изначально были сделаны так, что было неудобно, чтоб народ мучился, возмущался. Кто проталкивает выделенные полосы, кому это выгодно? Это ведь не сложно проверить. Посмотрите кто будет потом на этих выделенных полосам ездить, чьи автобусы. Кто выдавил трамвай, ничего не предоставив взамен?
Ссылка
Fedor
5 апреля 2017, 22:54
Про финансовые интересы... К примеру, ТРЦ "Армада"... Создали ТРЦ, тут же стоянка, шлагбаум, талончик, на выезде, при стоянке более 2 часов оплата через терминал. Всё спокойно, удобно... Наша любимая барахолка, Адем... Была наличка, текла непонятно кому. Вроде сделали через терминалы и... Где и кто выкопал эту систему, это специально сделано, чтоб люди мучились и возмущались.
Ссылка
Fedor
5 апреля 2017, 22:58
ПОчему нельзя было сделать систему оплаты талончиками как в АДК, аэропорту, других местах. Потому что там был чей-то Клондайк, поэтому вроде как пошли на эту систему оплаты, но специально сделали, чтоб народ сам начал требовать убрать, вернуть старые способы наживы. Так и системой "Онай", мысль хорошая, но её просаботировали, извратили до безобразия. Итог, вновь наличные деньги.
Ссылка
Fedor
5 апреля 2017, 23:03
А набившее оскомину движение общественного транспорта по городу? Светофор им не указ, подрезания, гонки, остановки посреди полосы для посадки высадки, выезд на встречку? Почему полиция не видит эти нарушения? Простой авто не с включенными фарами полиция видит, могут гнаться за ним снося всё на своем пути, а автобусы не замечают. Или есть указание не замечать и от кого?
Ссылка
sayat68
6 апреля 2017, 10:15
Имеются мировые положительные примеры. Например в Южной Корее. г.Пуссан. Водители автобусов в руки деньги не берут. Система сделана следующим образом: вход через передние двери, выход через вторые. При входе перед водителем производится оплата. Можешь картой оплатить или наличкой, которую опускаешь в спец метал ящик, она сама дает сдачу. При этом, необходимо опускать только одну сумму.
Ссылка
buerger
6 апреля 2017, 16:35
Проблема в том, что общественный транспорт плохо организован-автобусов мало,поэтому они набиты под "завязку" и проверить безбилетников невозможно,поэтому контролёры берут деньги с водителей,что бы не проверять.Был недавно в Европе-пассажиры только по СИДЯЧИМ местам,проверка проходит очень быстро,никто не едет "зайцем"-а зачем?Организуйте удобства для пассажиров и все будут платить,а так-за что пла
Ссылка
buerger
6 апреля 2017, 16:37
за что платить-то? За то, что тебя зажали так,что руку из кармана не вытащить?Да за такой проезд пассажирам надо доплачивать,а не с них деньги трясти.
Ссылка
buerger
6 апреля 2017, 16:44
Кстати,там же увидел новшество,которое у нас бы хорошо применить:в часы "пик" на дорогах меняют количество полос для движения транспорта-например было по две туда-сюда,а делают три в направлении основного потока и одну встречную,там где движения мало.Для этого над каждой полосой висит фонарь "красный-зеленый",который и меняет количество полос.Очень удобно,почему наши не применят?не знают или не хо
Ссылка
Dooshka
6 апреля 2017, 21:56
Давайте откровенно, немногие богатые города мира могут позволить себе разветвленную сеть общественного транспорта. И стоит понимать, что там они находятся на полной дотации от города, и в том числе не маленькая зарплата сотрудников всех уровней данной сферы - дотация. Культурно построенный транспорт по своей сути убыточный проверено столетием.
Ссылка
Dooshka
6 апреля 2017, 22:01
Как всегда мы изобретаем велосипед))) На самом деле ситуация в транспорте просто кошмарна, он весть построен на кражах. И когда ответсвенное лицо заявляет что надо бороться с кражами, то нужно понимать буквально, он против краж всеми кто ниже него в этой системе и не более того.
Ссылка
Dooshka
6 апреля 2017, 22:02
А комунальщиков, какое бы название они не приняли, нужно попросить молчать- миллиардные беспроцентные кредиты сами по себе уже прибыль, а с учётом, что их никогда не вернут так это золотое дно. И электробасы из той же оперы.
Ссылка
Zhenis Zhanuzakov
7 апреля 2017, 11:51
а где те 200 новых автобусов-мерседесов, которых обещали купить в прошлом году?
Ссылка
Астропрогноз
с 19 по 25 октября

Золотые слова

«- ...Прокуратуры стало везде много. Как наш генеральный прокурор говорит, мы, как проворная келин, то там, то здесь. »

Думан КОЖАХМЕТОВ, старший помощник генерального прокурора:
Сказано на сайте exclusive.kz
Вопрос на засыпку

Как вы устраивались на работу?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева

Прямой эфирКомментарии
 
Новости партнеров