3959

Неуловимые

Павлодарские полицейские десятый год не могут найти мошенников, лишивших трехкомнатной квартиры Батыра Картоева (на снимке), родного брата вице-президента антиядерного движения “Невада - Семей” Султана КАРТОЕВА, в которой теперь живет хорошая знакомая одного из бывших акимов Экибастуза. Все доказательства того, что 31 декабря 2007 года квартира Картоева была продана по фальшивым документам, у следствия имеются, как и фамилии тех, кто участвовал в той сделке, но дело уже много раз прерывалось с формулировкой: “Установить лиц, причастных к данному преступлению, не представилось возможным”. Увы, за прошедшие девять лет история еще не раз доказывала, что павлодарские полицейские становятся крайне беспомощными, как только речь заходит о черных риелторах, связанных с официальными органами.

Правда, в 2009 году в Павлодаре расследовали и довели до суда резонансное уголовное дело в отношении 32 членов ОПГ - сотрудников центра недвижимости, юстиции, работников акимата, нотариусов и бывших полицейских (см. “Сидеть им 126 лет”, “Время” от 26.2.2009 г.). Но тогда это произошло благодаря тому, что расследование вел главный следователь по особо важным делам следственного комитета МВД РК полковник Есим АБДРАХМЕТОВ. Как позже рассказал нашей газете сам полковник, вообще-то такая категория дел не считается особо важной и расследование должны были вести местные кадры, но руководство ДВД обратилось в МВД, так как понимало, что им попросту перекроют кислород. Сейчас в области новые массовые скандалы, связанные с черными риелторами, и, похоже, снова без важняка не справиться.
На жительницу Аксу Ирину ШНЕЙДЕР возбудили уголовное дело по факту мошенничества, обвинив ее в том, что она изготовила фальшивые документы и оформила на себя чужую двухкомнатную квартиру через органы юстиции. На самом деле Ирина проживает в этой квартире около 20 лет, добросовестно оплачивая все коммунальные услуги. В 1996 году супруги Шнейдер провели обмен с прежними хозяевами - Бахытом и Бахытжан ЖЕРЖУСОВЫМИ, передав им свой частный дом. Однако довести сделку до конца не удалось, потому что выяснилось, что у Жержусовых были долги и квартира находилась под арестом. Прежние хозяева почти 20 лет уклонялись от завершения сделки и не шли к судисполнителям, чтобы снять с квартиры обременения.
Несколько лет назад Жержусов умер, его супруга переехала в другую область, и два года назад Ирина пошла в аксуский ЦОН, чтобы посоветоваться, что ей делать. Консультант ЦОНа пригласила регистратора местного управления юстиции, расположенного с
ЦОНом в одном здании, последняя сообщила: платите деньги, сдавайте документы, мы сами обратимся в суд. Через несколько дней сотрудники ЦОНа переоформили на Ирину квартиру и вручили ей справку о зарегистрированных правах, взяв “за услуги” 200 тысяч тенге.
А потом Ирина, прихватив справку о зарегистрированных правах, идет к судебным исполнителям и уже на правах собственника говорит: снимите мне аресты. Судебные исполнители смотрят: сделка проведена в 2015 году, а аресты наложены в 2007, 2009 годах и раньше, и сообщают об этом в соответствующие органы. В УВД и прокуратуре женщине объявляют, что она сама изготовила печати управления юстиции, потому что в базе данных квартира по-прежнему числится за Жержусовыми и ни на кого больше не переоформлялась. Женщина, работающая техничкой на заводе, была запугана до предела.
Не оказаться на нарах Ирине помогла юрист Виктория АНИСИМОВА. Изучив кадастровое дело, она обнаружила, что квартира очень даже переоформлялась - на сотрудницу управления юстиции Акмарал Толеубаевну ИСХАНОВУ,1991 года рождения. Как оказалось, вписать собственником себя, причем якобы с 2001 года (то есть с десятилетнего возраста!), специалист решила для того, чтобы получить доступ к данным и иметь возможность вносить коррективы в электронную базу. А когда делом заинтересовались органы, просто все вернула, как было.
Сейчас Ирина Шнейдер, отойдя от шока, связанного с уголовным делом, подала иск в гражданский суд о признании сделки об обмене состоявшейся, чтобы ее признали собственницей. А тем временем по городу поползли слухи о том, что в аксуском ЦОНе полный бардак с регистрацией квартир. К Анисимовой обратилась вторая потерпевшая - бывшая жительница Аксу Наталья ПЕКУЛЯ, гражданка Казахстана, проживающая с 2005 года в Германии. В Аксу у нее остался пьющий брат Константин ЗАЩИХИН, который жил в квартире сестры. Наталья квартиру на него не переоформляла, из Германии оплачивала комуслуги, перечисляя деньги оставшимся в Аксу родственникам. А летом прошлого года брат перестал выходить на связь, и Наталья узнала, что в базе данных управления юстиции Аксу имеется письменный договор, заключенный и подписанный от ее имени о том, что она якобы продала квартиру своему брату 17 ноября 2012 года за два миллиона тенге. Надо ли говорить, что в это время Наталья в Казахстан не приезжала и ничего не подписывала. Более того, сделка не могла быть оформленной, потому что на квартире также имелось два ареста. И, как вы догадались, брат в роли собственника пробыл недолго, квартира ушла нужным людям, а Константин теперь бомжует. Дело о признании сделки недействительной и возврате этой квартиры Наталье сейчас тоже рассматривает суд по гражданским делам.
А что же уголовные дела? Пресс-секретарь областного филиала ЦОНа Насия УСЕНБАЕВА уверена, что их сотрудники ни при чем, за все отвечает управление юстиции.
- У нас имеется только ксерокс, мы не услугодатель, имеем только доступ к базе, формируем пакет документов по информации, которую приготовил уполномоченный орган, - сказала пресс-секретарь.
Кто виноват - ЦОН или юстиция, должно выяснить следствие.
- Всего в Аксу сотрудники правоохранительных органов отыскали более десятка подобных фактов, - говорит Виктория Анисимова. - Однако установить, кто виновен, не могут уже почти год. Архивные кадастровые дела по всем этим квартирам исчезли, и следователь мне заявил, что теперь доказательств о причастности тех или иных специалистов нет. Но ведь есть электронная база данных, по которой прекрасно можно отследить, кто из сотрудников и когда, используя свой ключ, заходил в базу и менял в ней информацию.
Справедливость слов аксуского юриста подтверждает ситуация с управлением юстиции г. Павлодара. Мы уже писали о том, как его сотрудники регистрировали липовые судебные решения и сделки купли-продажи квартир и земельных участков по подложным документам, да еще и на загримированных лиц (см. “Заплутались в двух бабках”, “Время” от 2.2.2017 г.).
Не так давно суд приговорил мелких исполнителей по этому делу - супругов Владимира и Марину БЕЗЕ, а также тещу, пенсионерку Елену ИВАСТОВУ - к разным срокам лишения свободы, признав их виновными в серии махинаций с поддельными документами на две квартиры, два земельных участка и дом.
Однако на протяжении двух лет, что расследовалось это дело, так и не были установлены умельцы, подделавшие решения суда и подписи судей. На посылаемые ежемесячно журналистские запросы пресс-служба ДВД неизменно отвечает, что должностные лица управления юстиции, зарегистрировавшие липовые документы и присвоившие им кадастровые номера, дело о халатности которых было выделено в отдельное производство, пока не установлены.
И вот, получив очередной такой ответ, я зашла на сайт департамента юстиции области, обнаружила там отдел по работе с персоналом и внутренней безопасности и, связавшись с его руководителем Сырымом РУШАНОВЫМ, поинтересовалась: неужели в их ведомстве не могут подсказать полицейским, кто именно из сотрудников регистрировал вышеназванные сделки? Господин Рушанов попросил прислать в департамент письменный запрос, что и было сделано. Знаете, что оказалось в ответе? “13 марта 2017 г. следственному отделу УВД г. Павлодара департаментом юстиции Павлодарской области была предоставлены запрашиваемая информация и документы”.
А предыдущие два года, выходит, никто и не интересовался? Вот так благодаря своему любопытству наша газета неожиданно оказала следствию неоценимую услугу.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть