4193

Тарифная миссия

Регулярные рейды с привлечением полицейских и право не платить за проезд в том случае, если вам не дают билет. Что еще ждет алматинцев в связи с введением дифференцированного тарифа в общественном транспорте, в интервью нашей газете рассказал директор ТОО “Транспортный холдинг Алматы” Садир ХАМРАЕВ (на снимке).

- Предварительная дата введения дифференцированного тарифа - 24 июля, то есть осталось всего две недели. И вы, и перевозчики ждали его, конечно, давно. Но вот заработает ли он в тех условиях, которые есть сейчас? Водители и кондукторы кладут наличные в карман, контролеры за умеренную плату “не замечают” безбилетников - все со всеми договариваются. Так что спокойно можно будет заплатить кондуктору 80 тенге налом, а не 150, как положено. Что вы собираетесь делать, чтобы искоренить такие “сделки”?
- В течение следующей недели мы начнем размещать в СМИ, автобусах, троллейбусах информацию о том, что в общественном транспорте вводится дифференцированный тариф. Там будет указано, что пассажир вправе требовать при оплате проезда наличными билет соответствующего образца - с указанием даты и времени поездки, ее стоимости и т. д. Если билет не предоставляют, граж­данин имеет право не оплачивать проезд.
- Помнится, такой же принцип действовал и в случае, если в автобусе не работал терминал, но он не соблюдался. Потому что пассажиры не хотели и не хотят связываться с водителем...
- Да, согласен с вами. Но нам в любом случае нужна обратная связь с пассажирами, их помощь. Они должны четко понимать: если им дают пустой билет или просто бумажку, они имеют официальное право не платить. Это очень важно.
- Но, думаю, малоэффективно. Вы предусмотрели какие-то другие методы борьбы с нерадивыми водителями и кондукторами?
- Конечно. С 24 июля, когда начнет действовать дифференцированный тариф, мы совместно с полицейскими начнем проводить рейды по всему городу - будем выявлять и наказывать за безбилетный проезд и нарушение правил пользования общественным городским транспортом и водителей, и кондукторов, и пассажиров. Рейды будут проходить в том же формате, который мы применяли в январе-феврале 2016 года (в момент внедрения электронной системы оплаты проезда “Оңай!”. - О. А.). Мы будем освещать их в СМИ, показывать нарушителей. Для участия в рейдах будет мобилизована местная полицейская служба - уже есть соответствующее протокольное поручение, план мероприятий, утвержденный акиматом и ДВД. Рейды будут внезапными - проходить в разное время, в разные дни, иначе эффекта не будет - и продлятся до конца года.
- Наверное, вы понимаете, что это вызовет волну социального напряжения, как это было в прошлый раз.
- Не думаю, что будет сильное возмущение. Пассажиры уже понимают, что картой платить удобнее. Все-таки тогда система только внед­рялась, а теперь у многих есть карты “Оңай!”, люди ими пользуются. К тому же сейчас летний период. До сентября, когда начнется основной пассажиропоток, мы должны проделать основную работу.
- А что же сами карточки “Оңай!”? Люди жалуются на то, что их сложно купить. А они, чтобы дифференцированный тариф заработал, должны быть доступны. Да, уже есть информация о том, что их начнут продавать водители автобусов. Но все ли будут это делать?

- Я сначала хотел бы ответить на реплику, что карту трудно купить. У нас практически ничего не поменялось по сетям реализации, карты перестали продавать лишь в киосках “Бинго” - они попросту закрылись. Сейчас в городе около полутора тысяч точек продаж карт “Оңай!”: газетные киоски, кассы “Атамекен” на железнодорожных вокзалах, станции метро, в аэропорту мы поставили автомат самообслуживания (их сеть мы будем развивать). Да, карту можно купить не на всех остановках общественного транспорта, потому что убрали ларьки и маленькие магазинчики. Но не думаю, что с этим будут возникать проблемы: “Оңай!”, как вы уже сказали, будут продавать и водители, и контро­леры, работающие в автобусах и троллейбусах...
- Контролеры вообще отдельная тема: я езжу в общественном транспорте, но их практически не вижу.
- Но это совсем другой вопрос. Раньше карты продавали только контролеры “Оњай!”, а их осталось всего 84 человека. Все остальные проверяющие подчиняются непосредственно перевозчикам. Но теперь все они будут продавать карты, потому что это не пожелание транспортного холдинга, а план-задание, который утвержден акиматом города.
- А вы будете менять систему контроля? Ведь та, что действует сейчас, фактически не работает - проверяющие нередко находятся в сговоре с кондукторами и водителями. Не планируете создать единую конт­рольно-ревизионную службу на базе вашего транспортного холдинга?
- Нет, пока речь об этом не идет. Перевозчики забрали себе функ­ции контроля, но он, к сожалению, не дает практически никакого эффекта. Здесь и сговор, о котором вы говорите, и отсутствие решительных действий со стороны руководства автопарков - они сами устанавливают планы водителям и не могут на них повлиять. И здесь важна жесткая позиция самих перевозчиков, а у нас только несколько из них пытаются навести порядок в этой сфере.
Согласен, было бы хорошо, если бы служба контроля была единой. Но она не начнет работать до тех пор, пока перевозчики не станут наводить порядок у себя в автопарках.
- Это плохо, что в плане конт­роля практически ничего не изменится. Тогда пассажиры преспокойно будут платить наличкой не положенные 150, а лишь 80 тенге.
- Почему не изменится? Я же сказал, что мы будем проводить регулярные рейды, мы делаем на это ставку.
Вся проблема в несовершенстве законодательства: даже если контролер выявит безбилетника, он не может его оштрафовать - ему нужно везти его в полицию. А на это уходит несколько часов. Во время рейдов полицейские будут с нами, и мы сразу же будем штрафовать всех нарушителей.
- Каков ваш прогноз по поводу дифференцированного тарифа: будет ли он эффективным?
- Люди всегда считают деньги, большинство пассажиров дисциплинированны, и я полагаю, что, после того как заработают новые правила оплаты проезда, еще 20 процентов пассажиров сразу же перейдут на карты. А в октябре-ноябре наличная оплата в общем объеме, надеюсь, будет составлять всего три-четыре процента. Понятно, что за один день ситуацию не изменишь - это должно происходить постепенно, и мы будем к этому стремиться.
- Сколько пассажиров сейчас оплачивают проезд при помощи “Оңай!”?
- Соотношение сейчас примерно 50 на 50. Но это с учетом того, что в летний период автоматически снижается количество льготников. Обычно тех, кто пользуется электронными билетами, 70 процентов, остальные предпочитают наличку. Думаю, что примерно 30 процентов от общего объема рынка находится в тени - это те деньги, которые остаются у водителей и кондукторов. И эти деньги мы должны легализовать.
Сейчас наша цель - донести до всех пассажиров простую мысль: нужно пользоваться картой. Чем больше людей будет это делать, тем быстрее поменяется ситуация с общественным транспортом. Акимат не поднимает тариф - у каждого есть возможность по-прежнему платить 80 тенге.
- А стоимость карт случайно не изменится?
- Нет. Мы не будем ее повышать, хотя и несем из-за этого убытки: сейчас стоимость производства “Оңай!” на заводе составляет 540 тенге за одну карту. Но, несмотря на это, мы ничего не будем менять. Будет нечестно, если при внедрении дифференцированного тарифа увеличится стоимость электронных билетов (сейчас продажная цена одной карты “Оңай!” составляет 400 тенге: 320 тенге стоит сама карта плюс 80 тенге - стоимость одного проезда в общественном транспорте. - О. А.).
- Многие, в первую очередь перевозчики конечно, говорят, что ТОО “Транспортный холдинг Алматы” как оператор системы “Оңай!” забирает себе слишком много денег - десять процентов с каждой транзакции...
- Такой комиссии уже практически нет. Сегодня в среднем эта комиссия составляет 6,8 процента (после того как перевозчики забрали функции контроля себе, автоматически ушло три процента). Комиссия по разовым билетам - 5,5 процента.
- Вы считаете, что это немного?
- Конечно. Изначально в нашей финансовой модели предусматривалась комиссия в 13 процентов. Но мы сразу же снизили ее до десяти, потом, как я уже сказал, она стала еще меньше. Есть еще один очень важный момент: в автобусах есть транзакции по 80, 40 тенге, кто-то, как люди старше 75 лет, вообще ездит бесплатно. За льготников перевозчики получают компенсацию от акимата Алматы, но нам с нее ничего не платят. Поэтому сегодня средний чек по транзакциям составляет 45 тенге. При этом мы обрабатываем каждую транзакцию, включая и льготный, и бесплатный проезд, наши люди работают, мы несем затраты по связи и т. д.
- То есть вы хотите сказать, что у вас не такие большие доходы, как принято считать?
- У нас нет доходов, мы несем убытки. Но все равно будем продолжать работать, потому что хотим улучшить сферу обслуживания пассажиров.
- Конечно, вам же деньги нужно вернуть.
- Любые вложения это предусматривают. Но если раньше речь шла о том, что срок окупаемости проекта составит семь-восемь лет, то сегодня - 14-15. В систему вложено 3,6 миллиарда тенге при плане 2,2 миллиарда. При этом на внедрение системы “Оңай!” не потрачено ни одного тенге бюджетных денег - только частные инвестиции.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Для справки

Стоимость проезда в общественном транспорте Алматы при дифференцированном тарифе:
- В автобусах, троллейбусах при оплате наличными - 150 тенге, картой “Оңай!” - 80 тенге.
- Льготы для социальных категорий граждан, пенсионеров, студентов и школьников сохраняются только при оплате картой “Оңай!”. В таком случае проезд для них стоит 40 тенге. При оплате наличными - 150 тенге.
- До 150 тенге подорожает и проезд в метро при покупке жетона. То есть в подземке тоже будет выгоднее пользоваться электронной картой “Оңай!”. Проездные будут действовать так же, как и раньше.

Поделиться
Класснуть