1834

До основанья... А зачем?!

Госмузей им. Кастеева в Алматы вынужден раздать малые скульптурные формы их авторам. Все из-за того, что снесен забор вокруг храма искусства и уникальная экспозиция под открытым небом оказалась без защиты.

На прошлой неделе болезнь дезаборизации поразила учреждения культуры южной столицы: сначала артисты Театра им. Лермонтова сетовали в соцсетях, что убрано ограждение между зданием Мельпомены и складскими помещениями во дворе и, по сути, рабочая территория стала проходным двором. И вот теперь постоянные посетители госмузея искусств с ужасом обнаружили, что любимый храм культуры лишился металлического забора.
К слову, раньше в течение дня никто не мешал желающим погулять по ухоженной территории рядом с музеем. Ажурные ворота закрывались только на ночь и в том числе охраняли выставку скульптур под открытым небом. А она появилась два года назад и оказалась очень удобной - музей не покупал скульптуры у современных авторов, а лишь брал на ответственное хранение самые интересные работы. Чтобы посмотреть их, не требовалось заходить в строгие мраморные залы и покупать билет. Спонсоры и друзья музея помогли оборудовать площадку под открытым небом: проложить тропинку, сделать постаменты, подсветку. На ее открытии присутствовал даже прежний аким Алматы Ахметжан ЕСИМОВ - градоначальнику идея общедоступной выставки очень понравилась. Авторы, правда, не получали материальных бонусов, но гордились тем, что их работы выставлены на всеобщее обозрение.
Предполагалось, что экспозиция будет меняться и пополняться. Весной начались переговоры между директором музея и организаторами ARTBAT FEST о том, чтобы некоторые фестивальные работы продолжили жизнь около музея. Но теперь в экспозиции зия­ют пустые постаменты... Неужели администрация музея не смогла отстоять технически необходимое ограждение? С этим вопросом мы обратились к его директору Гульмире ШАЛАБАЕВОЙ.
- Перед сносом была встреча руководителей учреждений культуры в акимате, на которой директора пытались отстоять свои заборы, но у них это не получилось, - рассказала она. - Я в это время была в отпуске, на встречу ходил мой заместитель. А пока вынуждены обращаться к авторам, чьи работы находятся в экспозиции под открытым небом, и честно предупреждать, что в сложившихся условиях не можем нести ответственность за сохранность. Небольшие скульптуры уже разобрали. Мы надеемся, что наш парк продолжит существование, но для этого нам необходимо в бюджет следующего года заложить расходы на дополнительный пункт охраны и хотя бы высадку зеленой изгороди, чтобы зрительно обозначить территорию. Сейчас, в середине года, мы ничего такого сделать не можем.
Более эмоционально высказывается Ольга БАТУРИНА, независимый искусствовед:
- Ограждение музея было непростым, выполнено по спецзаказу - на каждом пролете находилась эмблема музея! Мы очень долго ждали красивый ажурный забор. Семь лет назад музей его получил, а сейчас дорогой уникальный забор варварски срезан, и вернуть его на место уже не получится. Кстати, во время технической подготовки серьезных международных экспозиций представители иностранных коллекций в числе прочего одним из первых задают вопрос о наличии забора возле музея. Так что решение убрать ограждение сильно ухудшило статус и безо­пасность музея. Я понимаю, что большое количество заборов в городе создает атмосферу агрессии, но нельзя же просто бездумно все ликвидировать, не слушая никакие доводы!

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть