9221

В поисках утраченных сокровищ

Куда с перекопанных улиц Алматы исчезают вывороченные бордюры и плитка, спиленные заборы и демонтированные рельсы, выясняли наши корреспонденты

Этот вопрос волнует алматинцев не меньше, чем сроки ремонта: когда наконец все это закончится и можно будет спокойно пройти/проехать/пробежать по городу? И если по второму пункту есть хоть какая-то ясность: власти обещают свернуть основные работы к Дню города, то судьба всего вышеперечисленного добра остается неведомой. Где же оно, это несметное бетонно-металлическое богатство? На свалке? Или давно распродано-растаскано?

Ответственных за эти работы сотрудников городского акимата оказалось немало: переделкой пяти центральных улиц по проекту Яна ГЕЙЛА занимаются управления строительства и архитектуры и градостроительства, рельсами и средним ремонтом тротуаров ведает управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог, заборами распоряжаются районные акиматы. И все они уверяли, что подход к делу спиливания-демонтажа сугубо хозяйский и в ходе масштабного ремонта южной столицы ни один бордюр без веских на то оснований на свалку не отправился.
- Вот сейчас многие пишут в соц­сетях: взяли старые бордюры, выкопали их и снова поставили на место. Да, часто мы так и делаем - это называется рихтовка: мы не меняем бордюры полностью, а приводим в порядок те, что есть, - поясняет руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Максут ИСАХОВ. - За время эксплуатации они теряют свой вид - где-то стоят криво, где-то частично сломались. Мы их вынимаем, выравниваем, где нужно, привозим новые. В среднем непригодными для дальнейшей эксплуатации оказываются только около 30 процентов бордюров - их мы отправляем на свалку, все остальные оставляем на тех же участках, на которых они стояли ранее. В данном случае я говорю о бетонных бордюрах - они со временем могут разрушиться. Но это совершенно не касается гранитных - их мы используем повторно на других участках, так как они очень прочные. То же касается и арычных лотков: мы их вынимаем, приводим в порядок и ставим обратно, и только если лоток сломан, меняем его на новый. Решают, можно ли повторно все это использовать, не рабочие, а специальная комиссия, в которую входят представители акимата, подрядчика и структуры, осуществляющие технический надзор. Они составляют акт, в котором четко указано, какие материалы еще пригодны для эксплуатации, а какие нет.

- Тротуарную плитку мы передаем районным акиматам. Допустим, ее сняли на некоторых участках тротуаров по улицам Мендыкулова и Сатпаева и всю перевезли в Медеуский акимат. Они смогут использовать ее повторно. Все рельсы, которые мы демонтируем на улицах города, передаем собственнику - ТОО “Алматыэлектротранс”, - сказал Исахов.

***

Послушали мы Исахова и отправились искать рельсы. Оказалось, что все они преспокойненько лежат на территории бывшего трамвайного депо - при желании их можно увидеть даже с улицы.
- Сейчас здесь находится 23 километра трамвайных рельсов - это все, что пока демонтировали. Сколько это в тоннах, сказать трудно, ведь они изношены - самые новые из них были произведены в 1986 году. Часть работы еще не закончена - осенью рельсов будет больше, - рассказал директор ТОО “Алматыэлектротранс” Ризван ЦИНАЕВ. - Мы проведем необходимую в таких случаях оценку и будем продавать рельсы на открытом аукционе. Он состоится в ближайшее время, как только закончится демонтаж, запланированный на этот год. Я готов привлечь к этому всех заинтересованных журналистов, чтобы потом не было разговоров.

- Сколько примерно могут стоить эти рельсы?
- Сказать трудно, но мы рассчитываем, что сможем выручить от ста до ста пятидесяти миллионов тенге. Продавать мы их будем не как рельсы, а как металлолом, хотя первый вариант более выгоден. Но в таком случае мы должны провести экспертизу и гарантировать заказчику, что эти рельсы еще можно использовать, а это очень дорого.
- Многие считают, что рельсы уже продали китайцам...
- Китайцы к нам даже не обращались. Была одна казахстанская компания, которая занимается переплавкой металла. Рельсами интересовались в Павлодаре и Усть-Каменогорске - там есть трамваи. Но купит их тот, кто даст больше денег. А это станет известно во время проведения аукциона.

***

Кое-что я решила “прикупить” заранее, без всяких торгов и аукционов. Под видом хозяйственной дачницы подзываю рабочего, который еще минуту назад участвовал в демонтаже рельсов на одном из участков города.
- А можно во-он те бетонные плиты купить (еще недавно ими были выложены края проезжей части, а теперь они просто валяются вдоль дороги)? Мне на дачу нужны, - про себя отмечаю, что смотрит заинтересованно, но тут же сдуру спугиваю его, говоря, что дача в Каскелене.
- Это слишком далеко, - отвечает рабочий. - Если вы только сами увезете.
- А рельсы купить можно?
- Нет. Их собирают и увозят.
Таким же макаром я пыталась купить и брусчатку на одной из реконструируемых улиц. Правда, ее возможную цену так и не выяснила - бригадира на месте не оказалось. Но поняла, что договориться при желании можно, хотя не со всеми и не по всем пунктам. Другой вопрос - что они продают. Брусчатка может оказаться и некондиционной. Часть ее попросту признают непригодной для дальнейшего использования. Но есть и та, которую передают в другие районы города, где тоже идет ремонт или строительство. Мы, к примеру, рванули искать брусчатку в Наурызбайский район к зданию нового акимата. Почему именно туда? В управлении архитектуры и градостроительства мне сказали, что часть брусчатки с Арбата передали на этот участок, другую - в зоопарк.
Нашли акимат. С трудом. Не с первой попытки. Не могу сказать то же самое про брусчатку. Работы здесь действительно идут полным ходом - тут вскоре появятся парк и сквер. Но оказалось, что старой брусчатки нет - только новая. Я так настойчиво добивалась ответа на вопрос, привозили ли им брусчатку из центра Алматы, что в итоге получила отказ:
- Ну нету, сказали же. Визуально это видно, можете на зуб попробовать. Что вы сто раз спрашиваете, будто мы ее куда-то спрятали. Все новое. Ищите брусчатку в другом месте.
И мы поехали. В зоопарк. И нашли. Брусчатку действительно передали сюда - из нее уже выкладывают тротуары. Так что захотите узнать, куда девается брусчатка или бордюры именно с вашей улицы, звоните в акимат. Там-то должны владеть этой информацией, а потом и проверить можете, на месте ли она.

***

А где же исчезнувшие заборчики? Это уже вопрос к районным акиматам. Больше всего резных и ажурных пало жертвой городских преобразований в Бостандыкском районе, акиму которого мы и позвонили.

- В общей сложности мы снесли 21 километр 100 метров заборов. Это 581 объект, - дал расклад Беккали ТОРГАЕВ. - Около 15 километров принадлежали частным структурам (магазинам, кафе, организациям), они забрали их себе. Остальные 5 километров 600 мет­ров числятся на балансе нашего акимата - мы убирали из скверов, парков, располагающихся посреди проезжей части аллей, от станций метро. Все они заактированы и хранятся на складе, теперь мы решаем, что с ними делать. 765 метров заборов уже передали для повторного использования в акиматы Наурызбайского и Турксибского районов, в некоторые КСК для ограждения участков, на которых после демонтажа заборов стали парковать машины. Осталось 4 километра 811 метров 30 сантиметров.
- Я смотрю, вы знаете все вплоть до сантиметров. А уже решили, как их использовать?
- Сейчас мне сложно сказать, мы будем устанавливать их там, где в этом есть необходимость. Пока проводим мониторинг. Например, на тех участках дворов, куда теперь стали заезжать машины. Небольшие будем отдавать для ограждения палисадников во дворах, но при условии, что КСК будут их устанавливать - мы должны видеть двустороннее движение. Мы клич не бросали: кто хочет - берите. Нет, мы сами будем смотреть, решать, анализировать ранее поступившие обращения от КСК.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть