4719

Кто на новенькие?

Пассажироперевозчики Алматы обещают закупить до конца года более 200 новых автобусов

Вчерашние будни весь мир отмечал как День без автомобиля. Пользуясь этим случаем, общественники-соотечественники накануне призвали казахстанцев хотя бы в честь этой, пусть во многом и символичной (как все понимают), даты отказаться от передвижений на своей машине и воспользоваться общественным транспортом (ОТ), велосипедом или пройтись пешком. Особенно актуален этот призыв для южной столицы: с одной стороны, город в прямом смысле задыхается от пробок, а с другой - переживает пору глобальных преобразований в городской среде.

Новые колеса
С момента введения дифференцированного тарифа на проезд в ОТ прошло почти два месяца. Любому, кто ездит в автобусах и троллейбусах, очевидно, что тех пассажиров, которые после 1 августа стали оплачивать проезд карточкой “Оњай!”, а не наличными, стало в разы больше. Подтверждают это и данные оператора системы электронного билетирования пассажиров ТОО “Транспортный холдинг Алматы”.
- Почти 2 млрд. тенге составила выручка автопарков за полтора месяца, - сообщали в холдинге в середине сентября. - Более 1 млрд. тенге выручки автопарков было выведено из тени после введения дифференцированного тарифа. При этом пассажиры общественного транспорта стали пользоваться картами “Оњай!” в три с половиной раза чаще.
Все проблемы, конечно, не решились: часть денег все равно уплывает налево - сама нередко вижу, как кондукторы выдают пустые бумажки вместо билетов тем пассажирам, которые продолжают платить наличкой. Но стал более-менее понятен пассажиропоток. Что дальше?
- Когда внедрялся дифференцированный тариф, власти города заявляли, что за счет него увеличатся доходы перевозчиков и они смогут вкладывать деньги в развитие своих автопарков. Они уже стали получать больше денег. Что теперь? Когда в городе появятся новые автобусы? - обратилась я к руководителю управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Максуту ИСАХОВУ.

- Часть перевозчиков уже направили нам письма, в которых сообщают, что они будут покупать новые автобусы. В частности, ТОО “Green bus” намерено приобрести 50 автобусов, “АвтоАлма Транс” - 100, “Мадина” - 28, ТОО “БаТуtravel компаниясы” и “Талап Т” - по 30 автобусов. В общей сложности более 200.
- Сейчас мы увидели реальный пассажиропоток и доходы перевозчиков, - продолжил мой собеседник. - Если раньше в день проходило максимум около полумиллиона транзакций по карточкам “Оњай!”, то сейчас бывают случаи, когда их количество приближается к миллиону. И это без учета поездок людей в метро!
Перевозчики знают: акимат будет субсидировать те маршруты, которые они будут обслуживать на новых автобусах. Поэтому автопарки сейчас и закупают новые машины. Автобусы, кстати, разных марок: Yutong, ЛиАЗ, Daewoo, MAN. Все новые автобусы перевозчики должны доставить в город и запустить на линии до конца этого года.
Кроме этого мы ждем 264 новых автобуса, на приобретение которых были выделены деньги из городского бюджета. По графику первые десять из них должны быть в городе 25 сентября, потом постепенно все остальные.
- Какие маршруты они будут обслуживать: новые или вы начнете убирать с улиц Алматы старые автобусы, которые уже чуть ли не разваливаются на ходу?
- Мы проанализировали работу всех автопарков. Оценивали их по ряду критериев: год выпуска и состояние автобусов, соблюдение графиков выхода на маршруты, наличие собственной техбазы, уровень заработной платы водителей. Исходя из этого составили так называемую группу риска, в которую на данный момент входит пять перевозчиков. Их мы будем убирать с рынка, как только в город будут доставлены новые автобусы, приобретенные акиматом.
Перевозчики, которые закупают автобусы, естественно, будут обновлять подвижной состав. Например, ТОО “Green bus” уже в октябре получит 50 новых Yutong. Правда, они будут чуть короче тех, что мы привыкли видеть в городе, - длиной 10 метров 30 сантиметров. Эти машины будут обслуживать социальные маршруты, перевозящие небольшое количество пассажиров, - № 50, 126 и 112. А те автобусы, которые курсируют на этих линиях сейчас, будут переведены на более загруженные участки. Появится и новый кольцевой маршрут № 55 - он протянется практически через весь город.

Линия движения
Тем временем в микрорайоне “Орбита” появляются очертания будущей линии БРТ (система скоростных автобусов). В минувший четверг мы проехали по маршруту, по которому в следующем году запустят экспрессы: разворотная площадка на улице Мустафина и затем по линии Торайгырова - Рыскулбекова - Сулейменова - Жандосова - Тимирязева. Летом на этих улицах прокладывали трассу для будущих автобусов, а недавно приступили к строительству первых остановочных площадок. Они, как известно, будут располагаться посередине проезжей части и будут больше, чем обычные, масштабы можно оценить уже сейчас. Остановки экспрессов будут на достаточном отдалении друг от друга.
- Так как экспрессы будут ехать быстрее, остановок на их маршруте будет немного. Но двигаться автобусы будут с интервалом не более пяти минут, - рассказал Максут Исахов. - Например, в микрорайоне “Орбита” будет действовать только линия БРТ, все остальные автобусы мы отсюда уберем, оптимизировав маршруты. Но произойдет это лишь после того, как она будет полностью готова. Причем мы предусмотрим такие остановки, чтобы людям было удобно из экспрессов пересесть в автобусы обычных маршрутов. К тому времени должна заработать система, при которой пользующийся картой “Оњай!” пассажир после оплаты проезда сможет в течение часа свободно, без дополнительной платы передвигаться в ОТ, включая пересадку в течение этого времени на другой автобус или троллейбус.
В этом году мы построим только два километра первой линии скоростных автобусов - от улицы Мустафина до Жандосова (общая протяженность первой линии - 8,5 км, а длина всего маршрута БТР составит 22 км. - О. А.). Остальные работы продолжим в следующем году.
В ближайшее время в город должны поступить 20 автобусов-”гармошек”, которые мы будем использовать на линии БРТ. Но пока она не заработала, запустим их по обычным маршрутам, - заключил глава управления пассажирского транспорта и автодорог Алматы.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть