2747

Взыскание по правилам

До недавнего времени в Казахстане коллекторская деятельность никак не регулировалась. Граждане, имеющие задолженность по кредитам, не были защищены от докучливых коллекторов. А сейчас, с принятием нового закона “О коллекторской деятельности”, они могут не опасаться стука в дверь в час ночи или разрывающегося от звонков телефона. Цивилизованный финансовый рынок приветствуют все: и заемщики, и банки, и даже коллекторские агентства.

О том, сколько копий было сломано во время разработки данного законопроекта, помнят многие. Еще бы, такой документ принимается впервые, затрагивает интересы всего общества, да и финансовая сфера очень чуткая и тонкая. Депутаты эмоционально взвешивали все “за” и “против”, прежде чем принять законопроект “О коллекторской деятельности”. Инициировал и разработал его Национальный банк, по прошествии почти года с момента принятия документа главный финансовый регулятор может смело засчитать себе в плюс данную инициативу.
О том, что в треугольнике взаимоотношений банк - заемщик - коллекторы, который уж точно любовным не назовешь, настала пора что-то кардинально менять, стало ясно три года назад, когда проблемные заемщики стали буквально обрывать телефоны Национального банка, жалуясь на неправомерные действия коллекторов. Что скрывать, в народе их называли рэкетом, выбивалами, и основания на то были. Никаких правил, никаких запретов, и цель - выбить долг по кредиту - оправдывала все средства. Возможно, поэтому в законе, регулирующем деятельность коллекторов, до мелочей продумана система досудебного взыскания, обязывающая коллекторов работать исключительно в правовом поле. Как отмечала руководитель рабочей группы по разработке законопроекта в мажилисе депутат Татьяна ЯКОВЛЕВА, его целью является повышение эффективности и безопасности в работе по взысканию задолженности, защита прав и интересов должников от неправомерных действий со стороны коллекторских агентств, повышение доверия населения к финансовому рынку и снижение социальной напряженности. Тем временем в самом Нацбанке отмечают, что потребитель всегда признается наиболее слабой стороной во взаимоотношениях с финансовыми организациями, поэтому сформирован эффективный правовой механизм защиты прав и интересов заемщиков.
Итак, каковы основные нормы закона “О коллекторской деятельности”? Главный посыл таков: у государства в лице Национального банка появляются полномочия контролировать деятельность коллекторских агентств, а должники смогут оспаривать требования кредиторов. Отметим, разработчики учли лучшую международную практику. Введен специализированный вид организаций - коллекторское агентство. Отныне только оно правомочно взыскивать задолженности по банковским займам и микрокредитам при соблюдении определенных условий. Никаких частных или индивидуальных коллекторов. Коллекторское агентство не признается финансовой организацией и неправомочно предоставлять финансовые услуги, в том числе осуществлять кредитование населения.
Ключевой момент - все коллекторские агентства обязаны зарегистрироваться в Национальном банке, который будет контролировать коллекторов. Это значит, что, если коллектор нарушит законодательство, заемщик имеет полное право пожаловаться в Нацбанк, и тот будет принимать санкции в отношении агентств. Это может быть письменное предписание, предупреждение, исключение из реестра, административная ответственность в виде штрафа и уголовная, вплоть до лишения свободы до трех лет. Поскольку коллекторская деятельность специфична и социально чувствительна, закон обязывает коллекторское агентство нанимать сотрудников с безупречной деловой репутацией, запрещает взаимодействие с должниками лиц, состоящих на учете в психо-, нар­ко- и тубдиспансерах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию по правонарушениям против личности, семьи, безопасности собственности. Помните, сколько жалоб звучало от потребителей финансовых услуг в адрес коллекторов из-за того, что они, скажем так, не знали меры, а порой переходили все границы в своей работе? Теперь в законе четко регламентируется их деятельность.
Так, в течение дня не допускается более трех телефонных переговоров, а в течение недели - более трех встреч, при этом время выбора взаимодействия сохраняется за должником. Любые личные контакты запрещены в праздничные и выходные дни. Коллекторское агентство вправе взаимодействовать с должником с 8.00 до 21.00. При этом взаимодействие допускается не более одного раза в сутки при личном контакте и не более трех раз посредством телефонных переговоров. Закон обязывает коллекторов при проведении переговоров с должниками в помещении коллекторского агентства осуществлять аудио- и видеофиксацию переговоров, а также обеспечивать сохранность персональной информации. Тем временем банкам запрещается передавать коллекторским агентствам задолженность должников на взыскание, займы которых обеспечены залогом в виде жилья.
Одним из положительных моментов в законе является возможность досудебного урегулирования спора из-за задолженности, отмечает мажилисвумен Дания ЕСПАЕВА. То есть заемщик имеет право в течение тридцати календарных дней с начала просрочки обратиться в банк и указать причины возникновения просрочки, текущие доходы и другие подтвержденные обстоятельства, повлиявшие на возникновение долга. Долж­ник может написать заявление с просьбой о реструктуризации кредита, то есть об изменении условий договора, например продлении срока погашения кредита или снижении процентной ставки. В свою очередь банк обязан в течение пятнадцати календарных дней рассмотреть заявление заемщика и информировать его в письменном виде о принятом решении. Важно также обязательное согласие должника на передачу его задолженности на взыскание коллекторскому агентству или уступку прав требований кредитором третьему лицу, которое может быть отражено в договоре банковского займа.
- Наконец-то в Казахстане контро­лируется деятельность коллекторов! - отмечает Дания Еспаева. - Раньше их действия были практически неограниченны, сейчас они введены в жесткие рамки. Если раньше коллекторы могли и днем, и ночью прийти, то теперь это строго регламентировано законодательством. Немаловажно, что с момента передачи проблемного займа в коллекторское агентство перестает начисляться пеня. Коллектор не имеет права принимать имущество в счет погашения задолженности заемщика. Взысканные им средства напрямую направляются на банковский счет.
Отметим еще один законодательный бонус для должников: когда банк передает задолженность коллекторскому агентству, он не вправе требовать вознаграждения, начисленного в период нахождения задолженности у коллекторского агентства, а также начислять штраф, пеню за несвое­временное погашение основного долга и вознаграждения. Запрещается также банкам в обозначенный период обращаться в суд с иском о взыскании задолженности.
Как отмечает экономист компании Astana best consulting group Арман БАЙГАНОВ, в системе взыскания просроченных кредитов нужен грамотный, взвешенный подход.
- Это не дело, когда коллектор без разбору в любое время суток звонит должнику. Недовольство физических лиц нарастало, поэтому закон “О коллекторской деятельности” принят очень своевременно. Но нужно учитывать и то, что коллекторы, чтобы грамотно работать в правовом поле, должны владеть информацией. Они должны быть высококвалифицированными юристами, знающими банковское, гражданско-правовое законодательство. Поэтому необходимо продолжать работу по разъяснению данного закона как для населения, так и для банков и коллекторских агентств, - говорит Байганов.
Наряду с законотворческой работой Национальный банк в рамках возложенных функций уделяет особое внимание содействию проблемным заемщикам в поиске вариантов погашения долгов. Так, в 2015 году в соответствии с поручением главы государства запущена программа рефинансирования ипотечных жилищных займов, направленная на снижение долговой нагрузки и сохранение единственного жилья ипотечных заемщиков, получивших займы с 2004 по 2009 год. Так, ставка вознаграждения по займам была снижена до трех процентов, валютные займы конвертированы в тенге. По состоянию на октябрь 2017 года одобрено около 23 тысяч займов на сумму 140,2 млрд. тенге. Программа предусматривает возможность рефинансирования ипотечных займов за счет погашений заемщиков на протяжении десяти лет с момента размещения средств в банках второго уровня. Также для поддержки заемщиков, не соответствующих условиям программы, Национальный банк ведет активную работу в других направлениях. Это проведение встреч проблемных заемщиков с представителями банков с целью выработки совместных компромиссных решений по погашению проблемной задолженности. За восемь месяцев этого года проведено более пятисот таких встреч. В адрес банков финрегулятор направляет письма с рекомендациями по предоставлению приемлемых для заемщиков условий реструктуризации займов. Проводятся встречи с руководителями общественных объединений по разработке предложений о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, выработке механизмов решения текущих проблем заемщиков. Наряду с этим Национальный банк провел мониторинг рынка ипотеки и выявил две наиболее уязвимые в данной экономической ситуации категории заемщиков. Это заемщики, получившие займы в иностранной валюте до 1 января 2016 года, и заемщики, относящиеся к социально уязвимым слоям населения. Для решения их проблем Нацбанк подготовил предложения, требующие согласования с заинтересованными государственными органами. Есть также план действий, направленный на снятие социальной напряженности и недопущение выселения граждан из жилья. В первую очередь соответствующая поддержка будет оказываться, как отмечают в Национальном банке, конструктивно настроенным и сотрудничающим с банками проблемным заемщикам. В ближайшее время финрегулятор подпишет с банками меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве, целью которого будет определение взаимоприемлемых условий исполнения обязательств по займам.

Лэйла ТАСТАНОВА, Астана

Поделиться
Класснуть