⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Приехали…

Милана ГУЗЕЕВА

Привлечь к уголовной ответственности не только перевозчиков, но и тех акиматчиков, кто отдал победу в конкурсе на обслуживание маршрутов “кому попало”, призвал замдиректора Алматинского научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций Байболат БАЙМАХАНБЕТ (на нижнем снимке) после мониторинга работы пассажирского транспорта в Семее.

В течение девяти месяцев специалисты ТОО “Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций” по заказу городского акимата занимались изучением и обследованием существующей системы работы пассажирского транспорта Семея. Результаты исследования аховые!
Так, по словам Баймаханбета, в Семее насчитывается 59 маршрутов. Их обслуживают шесть перевозчиков. На линии ежедневно задействовано 427 автобусов, в то время как списочное количество автобусов составляет 633.
- Вы только подумайте: из 427 автобусов, работающих на линии, 50 процентов составляют “газели”, которые стандартами и техническим регламентом запрещено эксплуатировать на городских регулярных перевозках! - заявил Байболат Баймаханбет. - Они должны использоваться на окраинах, где низкий пассажиропоток. Да и то их количество на маршруте не должно превышать тридцати процентов.
Еще одно вопиющее нарушение - доля собственного транспорта у городских перевозчиков составляет всего лишь 16 процентов, остальные 84 процента - привлеченный транспорт!
- Многие путают эти два понятия, - заметил Байболат Баймаханбет. - Но здесь никакой аренды нет - только привлеченный транспорт. Если называть вещи своими именами, это продажа путевых листов! Когда перевозчики арендуют, это значит, что они полностью берут на себя техническое обслуживание, ремонт, бензин, замену шин, страховое обязательство. А этого нет и в помине!
Не лучшим образом обстоят дела и с безопасностью пассажиров. Как выяснилось в ходе исследования, ни техническое состояние автобусов, ни физическое здоровье водителей никто не проверяет, хотя такое требование прописано в законе о пассажирском транспорте.
- У ТОО “Автомигди” вообще ничего нет! Есть только название - “собственная база”. Контрольный механик ничего не знает. Набрали случайных людей. У другого перевозчика производственная база есть. Но там я впервые в жизни увидел, чтобы рулевое управление осматривали ручным фонариком! Потому что в смотровую яму зайти невозможно - слишком узкая. Как можно проверять техническое состояние автобуса без смотровой ямы?! У ТОО “Таксомоторный парк” хорошая производственная база. Вот только привлеченный транспорт никто не осматривает, он предоставлен сам себе!
По словам Баймаханбета, оставляют желать лучшего и условия труда нанятых водителей.
- Закон обязывает перевозчиков создавать условия для отдыха водителям. Мы же стали очевидцами того, что люди в свой перерыв спали прямо в салонах в 30-градусный мороз! Мы поднимаем вопрос о создании на конечных остановках комплексов для водителей с комнатой для приема пищи, с туалетом, душевой.
Специалисты алматинского института констатировали: в Семее перевозчики, добиваясь повышения стоимости проезда до 80 тенге, пообещали золотые горы. Но после повышения тарифа общественный транспорт, по мнению пассажиров, стал работать еще хуже.
“Мы повысим культуру обслуживания. У нас водители и кондукторы будут в форме и с бейджиками. Остановки будут объявляться на двух языках”. Где? “Мы в обязательном порядке помоем автобусы! У нас будут чистые салоны”. Где?
В том, что в Семее в сфере общественного транспорта сложилась критическая ситуация, по мнению Баймаханбета, есть и большая доля вины госслужащих.
- Почему люди, которые проводили тендер три года назад, не привлечены к уголовной ответственности? Кого попало допустили на обслуживание маршрутов. Выезжаем с акимом города на линию - кого только нет! Резина лысая, аккумулятор незакрытый, лобовое стекло заклеено… Такое положение, как в Семее, я встречал только в Актобе. Но там ситуация получше, автобусы новые. Пригласили нас, подсчитали. Посадили хозяина предприятия, которое имело доминирующее положение, конфисковали 15 миллионов тенге. Выплаты государству составили три с половиной миллиарда тенге! Он освободился по амнистии, сейчас его привлекают за сокрытие доходов.
Байболат Баймаханбет заявил, что в такой же ситуации могут оказаться семейские перевозчики.
- Мы подсчитали весь пассажиропоток. Ежедневно в Семее перевозят 212 тысяч человек. Если умножить на 80 тенге, это же получается колоссальная сумма! Перевозчики постоянно плачут: “Мы перевозим бесплатно детей!” Это лукавство. Потому что дети до семи лет составляют от общего числа пассажиров всего 0,5 процента, а дети от семи до 15 лет, которые платят половину стоимости про­езда, - 0,48 процента! Перевозчики пишут, что за 2014 год их убытки составили почти 1,5 миллиарда тенге. Может ли существовать предприятие при таких колоссальных убытках?! Поэтому перевозчиков нужно привлекать к уголовной ответственности за сокрытие доходов.
По словам Баймаханбета, они создали государство в государстве и отказываются подчиняться законам Казахстана.
- В газете “Время” была статья, где юрист ТОО “Семавтопарк” Николай ЧНЕГОВ заявил: “У нас прямого подчинения акиму области нет. Он нам не может приказать. Он нам зарплату не платит!” (См. “Аким нам не указ!”, “Время от 30.11.2015 г.) Приехали… Что за высказывание? Аким является представителем президента. Организатором перевозок является отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Получается, в Семее организатором перевозок являются перевозчики?
На это руководитель обл­управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Мурат МУСАТАЕВ, присутствующий на презентации проекта, сказал:

- На основе данных института я попрошу налоговую службу, транспортную прокуратуру, правоохранительные органы взять под контроль этот вопрос. Кроме того, сообщу акиму области, что отдельные наши перевозчики, не создавая условий, требуют повышения тарифа. Сами же скрывают свои доходы. Мы не можем сидеть сложа руки, имея обоснованные факты…
Аким Семея Ермак САЛИМОВ, подытоживая презентацию проекта, заверил собравшихся, что озвученные факты будут учтены при проведении нового тендера на обслуживание городских маршрутов, который состоится в следующем году.

Милана ГУЗЕЕВА, фото Серика УАЛИХАНОВА, Семей

Загрузка...
Астропрогноз
с 26 апреля по 2 мая

Золотые слова

«- Наверное, должна случиться ядерная война, чтобы казахстанская экономика сильно среа­гировала. »

Айдархан КУСАИНОВ, советник председателя Нацбанка:
Сказано по поводу возможных последствий колебания курса тенге.
Вопрос на засыпку

Считаете ли вы, что новый формат адресной социальной помощи эффективнее, чем старый?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева

 
Новости партнеров