5477

Милости просим! или Южанам здесь не место?

Чего только не предпринимают в правительстве и акиматах северных областей, чтобы заманить туда переселенцев с юга страны. Им полагаются и подъемные на каждого члена семьи, и оплата аренды жилья в первый год. Эту сумму могут отдать даже разом, чтобы люди могли не арендовать, а сразу купить дом! Каждая семья, которая перебралась по этой госпрограмме, на счету у чиновников. Потому что за каждую спрос. А вот те, кто решает переехать по зову души и сердца, без всякой бюджетной помощи, порой встречаются с совершенно противоположным отношением.

Жайнар АЙЖАНОВ мог бы уже купить абонемент на поезд из Шымкента в Петропавловск. Сотни километров он пре­одолевает, чтобы попасть на заседание суда в Северо-Казахстанской области. Потом едет домой. А к следующему снова будет здесь.
- В четыре утра приехал, на вок­зале время коротал. А что делать? Если я сюда ездить не буду, то проиграю! Тут без меня таких дел наворотили!
Жайнар Айжанов пытается вернуть свои 120 гектаров земли, которые в акимате района Шал акына Северного Казахстана без его ведома передали другому предпринимателю. Весь фокус в том, что формально, по данным кадастра районной юстиции, этот участок по-прежнему принадлежит его тэоошке. А вот на деле у районного акимата уже давно договор с фирмой другого предпринимателя. Местного. И даже больше: бывшего заместителя акима этого района, а ныне председателя здешнего филиала палаты предпринимателей Мухамеджана ЖАКСЫБАЕВА.
Только на первый взгляд кажется, что это сложно: вот так, без объяснений, отобрать землю у одного и отдать ее другому. А по мнению работников Шалакынского райакимата, это проще простого. Достаточно издать в нужном порядке постановления. А регистрировать их где-то и уж тем более проводить какие-то судебные процедуры да аукционы - пустое бумагомарательство, только время терять.
В 2012 году с благими намерениями провести инвентаризацию сельскохозяйственных земель во всех районных акиматах начали изучать, кто и как работает на арендованных пашнях и пастбищах. Возглавлял земельную комиссию в районе Шал акына заместитель акима Мухамеджан Жаксыбаев. А Жайнар Айжанов к тому времени уже несколько лет на земле работал, платил аренду и собирался перевозить в северные края всю свою большую семью. Да подвело здоровье - случился инсульт. Лечиться поехал домой. А пока его здесь не было, в октябре 2012 года появилось постановление акимата о том, что право землепользования Айжанова отменяется “в связи с незаконным выделением земли”.
Что незаконного было в выделении участка для сельхозработ, не указали. Да и требуемых законом процедур не было: обычно арендатору разъясняют его нарушения и дают срок для исправления. Но в данном случае о постановлении благополучно позабыли. А Жайнар Айжанов и вовсе не знал.
Вплоть до 2014 года. К тому времени с госслужбой Жаксыбаев уже завязал и вовсю защищал права районных предпринимателей на посту директора местного филиала “Атамекена”. И вот в январе 2014-го об этом “бесхозном” участке Айжанова в 120 гектаров плодородной пашни бывшие коллеги Жаксыбаева вдруг вспомнили. И новым постановлением закрепили право землепользования за хозяйством “Муса” (принадлежавшем сначала Жаксыбаеву, а сейчас его отцу). Через неделю уже заключили договор. И все - дело сделано! По поводу обязательного в таком случае аукциона решили не заморачиваться.

- Жаксыбаев мне сам позвонил и сообщил, что моя земля теперь у него в аренде, - вспоминает Айжанов. - Я сначала даже не поверил, не понял, как это возможно! А когда увидел, что участок просто отобрали, стал обращаться куда только можно!
Но в районном акимате решили, что лучшая защита - это нападение. И в марте 2017 года обратились с иском в суд, чтобы… расторгнуть договор с товариществом Айжанова от 2008 года! Правда, спустя пару месяцев, помотав нервы так и несостоявшемуся переселенцу, от своего иска районный акимат отказался. Но ситуацию это никоим образом не изменило.
С жалобой Айжанова в конце концов разобрались в комитете по управлению земельными ресурсами Минсельхоза. Расписали все - и неправомерную отмену постановления о выделении земли Айжанову, и невозможность предоставления надела Жаксыбаеву без проведения торгов. Отправили в районный акимат предписание об устранении этих нарушений. Но на это предписание не последовало никакой реакции. И тогда Айжанов, собрав силы, решил все-таки заставить районных чиновников отменить незаконно изданные документы через суд.
С акиматом района Шал акына сейчас судятся еще два хозяйства. И точно по такому же поводу: сотни гектаров пашни без ведома арендаторов сначала по-тихому перешли в земли запаса, а потом были переданы в аренду другому ТОО. Догадались? Да-да, тому самому, которое принадлежит главному защитнику интересов бизнеса в районе Мухамеджану Жаксыбаеву!
В своих тяжбах крестьяне дошли до Верховного суда! И только там наконец-то нашли правду. В постановлении указано, что суды первой и апелляционной инстанций допустили нарушения. Например, отклонили ходатайство о проведении почерковедческой экс­пертизы, не выяснили, при каких обстоятельствах были подписаны договоры прекращения аренды. Ведь если в случае с Айжановым постановление отменили просто из-за “незаконного выделения”, то в двух других все было куда более занятно. Крестьяне якобы сами попросили эту землю у них забрать, написали заявления и собственноручно под ними расписались! Несколько лет понадобилось, чтобы доказать, что подписи на документах поддельные, принадлежат тогдашнему начальнику отдела земельных отношений, а ныне акиму сельского округа другого района Нуржану НУРГАЛИЕВУ. Но землю это вернуть не помогло: история оказалась не по зубам ни полиции, ни прокуратуре, ни даже антикоррупционной службе - дело в отношении должностных лиц районного акимата трижды закрывали за отсутствием состава правонарушения.
И лишь недавно Верховный суд постановил рассмотреть это дело в другом составе судей в Северо-Казахстанском областном суде. Уже в рамках этого дела была проведена еще одна почерковедческая экспертиза. Ее результаты точно такие же, как и прежде: подписи поддельные. Но даже если этот процесс фермеры выиграют и докажут, что землю у них отобрали незаконно, им снова нужно будет идти в суд, чтобы обжаловать все последующие документы. Такая вот забота о бизнесе.
Но Жайнар Айжанов настроен оптимистично. Верит, что все решится в экономическом суде.
- Я уже этой зимой готов сюда перебраться, хотят вместе со мной приехать из Шымкента еще четыре семьи родственников. Нам никаких подъемных, ничего не надо. Я, когда десять лет назад услышал по телевизору, что здесь земли много, что приглашают работать, что все условия создадут, сразу загорелся! У меня аграрное образование, я ничего не прошу, готов трудиться на земле и еще другим работу дать. Вместо этого с бумажками ношусь уже третий год!
А между тем квоту на переселение в Северо-Казахстанскую область увеличивают в несколько раз. Если в 2017 году сюда перебрались 186 семей, то в 2018-м в регионе готовы принять 767. И кроме подъемных и денег на аренду жилья в бюджете предусмотрено еще и субсидирование работодателей! То есть каждому, кто возьмет на работу переселенца, полагается по миллиону тенге. Оказалось, что далеко не все могут найти здесь работу…

Ульяна АШИМОВА, фото автора и с сайта Kaznews.kz, Северо-Казахстанская область

Поделиться
Класснуть