⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Тарифный подогрев

Екатерина ТИХОНОВА

Почему в южном Алматы самые высокие в стране тарифы на отопление и горячую воду? Ведь для обогрева многоэтажек в северных Петропавловске или Семее наверняка требуется гораздо больше тепловой энергии и затрат. Это недоумение читателя нашей газеты Камиля БЕКТЕЛЕЕВА мы отправили антимонопольщикам, и вот получили - прямо скажем! - лукавый ответ. Оказывается, все дело в топливе: для производства тепловой энергии в южной столице используется почти только газ (!), а в северных - сплошь уголь.

“Имеющееся различие в тарифах на услуги по теплоснабжению, оказываемые в городах Алматы, Петропавловске и Семее, связано с различиями технологии оказания услуг и использованием для отопления данных городов разных видов топлива, значительно различающихся по цене, - пояснил нам в ответе на официальный запрос редакции зампредседателя комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (КРЕМЗКиПП) Министерства нацэкономики Асан ДАРБАЕВ. - Необходимо отметить, что на уровень тарифа по услугам в сфере теп­лоэнергетики оказывает влияние вид используемого топлива (уголь, газ, мазут), доля затрат на которое в структуре себестоимости тепла составляет порядка 60%. Основным видом топлива, используемого АТКЭ для производства тепловой энергии, является природный газ (99%). В городах Петропавловске и Семее при производстве тепловой энергии основным видом топлива является уголь. Кроме того, стоимость тепловой энергии зависит от объема предоставляемых услуг, количества и стоимости активов, находящихся на балансе предприятия, протяженности тепловых сетей и др.”.
Просили мы антимонопольное ведомство внести ясность и в дифференцированный тариф по оплате услуги теплоснабжения на примере многоэтажных зданий и многоквартирных домов Алматы. Дело в том, что, по данным самого КРЕМЗКиПП (с которыми мы ознакомились до подачи нашего запроса), тариф на теплоснабжение в южной столице повысился с 4919,3 до 5327,78 тенге за Гкал при наличии общедомового прибора учета, без такового ОПУ - с 6709,84 до 7267,0 тенге за Гкал. По информации же, которую разместил у себя на сайте основной поставщик тепла в южной столице - ТОО “Алматинские тепловые сети”, с 1 января 2018 года вводится тариф в размере 2087,41 тенге/Гкал с НДС, при этом для физических лиц, не имеющих ОПУ, тариф с учетом НДС составляет 8241,95 тенге, для тех же домов, где есть этот счетчик, - 6042,56 тенге. Тут же приведены еще расчеты: жильцы многоквартирных жилых домов без ОПУ будут платить в отопительный сезон 1801,53 тенге с человека.
Так на какие из этих показателей ориентироваться потребителям? Как вычислить контролера, неверно рассчитавшего или сознательно изменившего показания ОПУ? Как определить, что нас водят за нос? Ведь, напомним, в начале января департамент внутреннего гос-
аудита Минфина провел проверку АлТС и выявил: должностные лица теплосетей каким-то образом накорректировали показания приборов учета тепловой энергии на сумму аж более 60 млн. тенге (!) и тем самым зачем-то уменьшили долги некоторых абонентов за отопление и горячую воду за прежние годы. Не потому ли первые в этом году квитанции об оплате комуслуг не просто сбили алматинцев с толку, но и вызвали вполне понятное возмущение: только за отопление приходится выложить десятки тысяч тенге! Сейчас материалы аудита находятся в службе экономических расследований департамента госдоходов по Алматы, проводится досудебное расследование (см. “Молчание волков”, “Время” от 24.1.2018 г.).
И пока проводится это разбирательство, приведем фрагмент ответа КРЕМЗКиПП на наш запрос (по тексту жирным шрифтом выделено нами):
“В 2017 г. на услуги указанных субъектов естественных монополий (о них см. в “Для справки”. - Е. Т.) были утверждены предельные тарифы на 2017-2021 годы. С 1 апреля 2017 года тарифы на производство тепловой энергии утверждены в следующих размерах (без НДС): АлЭС - 3539,0 тенге/Гкал; АТКЭ - 4778,6 тенге/Гкал. С 1 АПРЕЛЯ 2017 ГОДА ПО 31 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА на услуги АлТС действовал временный компенсирующий тариф в размере 1760,86 тенге/Гкал. При этом дифференцированные тарифы на услуги по снабжению тепловой энергией утверждены для физических лиц (население) в размерах (без НДС): для не имеющих общедомовые приборы учета тепловой энергии - 6709,84 тенге/Гкал; для имеющих общедомовые приборы учета тепловой энергии - 4919,3 тенге/Гкал.
С 1 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА тарифы на производство тепловой энергии утверждены в следующих размерах (без НДС): АлЭС - 4029,1 тенге/Гкал; АТКЭ - 6223,3 тенге/Гкал. Предельный тариф АлТС на услуги по передаче, распределению и снабжению тепловой энергией с 1 января 2018 года утвержден на уровне 1863,76 тенге/Гкал без НДС.
Дифференцированные тарифы на услуги по снабжению тепловой энергией утверждены для физических лиц (население) в размерах (без НДС): для не имеющих общедомовые приборы учета тепловой энергии - 7267,0 тенге/Гкал; для имеющих общедомовые приборы учета тепловой энергии - 5327,78 тенге/Гкал.
При отсутствии общедомового прибора учета тепловой энергии размер платы за потребленную тепловую энергию определяется по нормам потребления. При этом норма потребления в городе Алматы установлена в размере 0,153 Гкал/м2 в год и разбита по месяцам в соответствии с температурой наружного воздуха (октябрь - 0,00478 Гкал/м2, ноябрь - 0,02381 Гкал/м2, декабрь - 0,03177 Гкал/м2, январь - 0,03489 Гкал/м2, февраль - 0,02952 Гкал/м2, март - 0,02357 Гкал/м2, апрель - 0,00466 Гкал/м2).
Таким образом, размеры платы за отопление для потребителей - физических лиц утверждены на уровне (без НДС): для не имеющих приборов учета тепловой энергии:
с 1 октября 2017 года - 32,07 тенге/1 м2 (то есть 6709,84 х 0,00478),
с 1 ноября 2017 года - 159,76 тенге/1 м2 (6709,84 х 0,02381),
с 1 декабря 2017 года - 213,17 тенге/1 м2 (6709,84 х 0,03177),
с 1 января 2018 года - 253,55 тенге/1 м2 (7267,0 х 0,03489),
с 1 февраля 2018 года - 214,52 тенге/1 м2 (7267,0 х 0,02952),
с 1 марта 2018 года - 171,28 тенге/1 м2 (7267,0 х 0,02357),
с 1 апреля 2018 года - 34,29 тенге/1 м2 (7358,88 х 0,00466)”. Конец цитаты.
Таким образом, уважаемые читатели - жители алматинских многоэтажек, чтобы посчитать плату за тепло в вашей отдельно взятой квартире, вам нужно еще раз внимательно проштудировать ответ антимонопольщиков, выбрать относящиеся к вашим условиям обитания в зимний период цифры и вооружиться калькулятором. Удачных и правильных подсчетов! Надеюсь, вам это удастся лучше, чем нам, журналистам...

Для справки

- Тепловую энергию в Алматы производят АО “Алматинские электрические станции” (АлЭС) и ТОО “Алматытеплокоммун­энерго” (АТКЭ).
- Услуги по передаче, распределению и снабжению тепловой энергией оказывает ТОО “Алматинские тепловые сети” (АлТС).

Комментарий в тему

Пётр СВОИК, председатель президиума казахстанской общественной ассоциации “Прозрачный тариф”:

- Счета по 20 000, а то и по 40 000 тенге только за отопление обычной городской квартиры - это, конечно, грабеж. Сравните: прожиточный минимум на этот год утвержден величиной всего 28 284 тенге, в том числе его непродовольственная часть - 12 728 тенге, и это не только коммуналка, но и одежда-обувь, транспорт, лечение, все прочее. То есть ведомства, отвечающие в правительстве за тарифы и социальную политику, действуют абсолютно вразнобой.
Что же касается конкретно ставших уже неподъемными тарифов на отопление, здесь наслоилось несколько причин. Первая и главная - абсолютная непрозрачность работы ТЭЦ и тепловых сетей. Аудит реального положения дел попросту отсутствует, тарифы назначаются “кабинетным” способом - по заявкам и отчетам самих монополистов. Второе: в последние пару лет тарифы переведены на так называемые предельные: то есть к расчету всех эксплуатационных затрат (кабинетному - само собой) добавляются еще дополнительные деньги - в предположении, что они пойдут на обновление и развитие.
Третья причина - отсутствие достоверного измерения отпущенного, полезно потребленного и потерянного в сетях тепла. Поквартирные счетчики учета есть далеко не у всех, а правительственная кампания по повсеместной установке ОПУ в многоэтажных домах провалилась. Потрачены большие деньги, нервы, а результат - нулевой. В том смысле, что добиваться приборного измерения для, скажем, 50 или даже 70 процентов жилого сектора - это все равно что не измерять вовсе. Тут надо либо сто процентов, либо не заморачиваться вовсе.
Сейчас же ситуация подвешена посерединке, главным образом в результате удивительно бездарного решения: тарифы для домов с ОПУ установлены сознательно заниженными по сравнению с теми, где по старинке берут плату с квадратного метра. Но приборы-то ставят не жители, а поставщики тепла. И вот представьте: тепловиков заставляют уговаривать жильцов, чтобы в итоге получать с “оприборенного” дома... меньше! Фактически сами же тепловики и саботируют применение ОПУ благодаря мудрой придумке тарифного регулятора.
Четвертое - это взимание платы за отопление с площади квартиры. Здесь решающее значение имеет переводной коэффициент - сколько тех самых гигакалорий полагается на квадратный метр. Причем не данной конкретной квартиры или даже данной конкретной многоэтажки, а некий абстрактный квадратный метр для взятого города. Теоретические нормативы теплопотребления для каждой климатической зоны и типа строения имеются в СНиПах, фактически же коэффициенты перевода Гкал в “квадратуру” берутся… нет, не с потолка - они высчитываются от обратного: во что реально выливаются исторически сложившиеся затраты на отопление в данном городе. В Алматы, например, этот коэффициент равен 0,153 Гкал/ 1 м2 в год. А как получено это число - неизвестно. Как неизвестно и происхождение коэффициента для более северных регионов.
Пятое - это чехарда с помесячной разбивкой платы за отопление. На самом деле деньги ТЭЦ, котельным и теплосетям нужны всегда в течение всего года: зимой - больше на топливо, летом - на ремонт. Но какой-то умник придумал систему сбора денег только в зимние месяцы - для запудривания мозгов потребителей и собственных расчетов... в свою пользу.
Короче, накопился целый ворох проблем - и объективных, и создаваемых поразительно непрофессиональными решениями, - разгребать который некому. Комитеты по регулированию естественных монополий, по делам строительства и ЖКХ, Минэнерго лишь оцепенело присутствуют при принятии решений о росте тарифов. Нацпалата предпринимателей “Атамекен”, которая вполне могла бы выступить на стороне потребителей, тоже боится подступиться к тарифам. А ведь так можно и доиграться...

Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Вместо P.S. Мы не случайно назвали ответ антимонопольного ведомства “лукавым”. Ведь практически ни на один из двух простых вопросов они не ответили так, чтобы было понятно для всех. Судите сами: как может природный газ в Алматы быть основным топливом для выработки электроэнергии в 99 процентах, если самая мощная - ТЭЦ-2 - в южной столице, к которой подключены свыше 20 предприятий и 7000 общественных зданий и жилых домов, полностью работает на угле? Кроме того, из 78 котельных, которые обеспечивают 30 процентов производства тепла в городе, одна работает на угле, одна - на мазуте и одна - на электричестве. Мы попытались узнать, чем топятся все ТЭЦ в южной столице, каково процентное соотношение расходуемого в городе угля и газа на выработку теплоэнергии, но в ТОО “Алматинские электрические станции” сообщили, что им нужно время для ответа на этот сверхважный вопрос. Неужто мы поставили профессионалов в тупик? Или они не те, за кого себя выдают?

Темы: Главная тема
Загрузка...
Астропрогноз
с 16 по 22 августа

Золотые слова

«- Если уже делаете тут какую-то показуху, сделайте бордюр, но зачем в траву класть асфальт. Это что, культура? Вот за это чиновников и ненавидит порой народ - за ваши безалаберность и безобразие.»

Александр ЛУКАШЕНКО, президент Белоруссии:
Вопрос на засыпку

В какой валюте вы держите свои накопления?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева