⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Остановите! Я выйду…

Оксана АКУЛОВА

Как наш корреспондент Оксана АКУЛОВА честно пыталась отказаться от личного автомобиля в пользу общественного транспорта Алматы и что из этого вышло

Через несколько дней, 21 февраля, аким южной столицы Бауыржан БАЙБЕК будет держать свой очередной отчет перед городской общественностью. Уже определено место и время этого главного ежегодного выступления градоначальника. Акимат обещает организовать “горячую” телефонную линию для вопросов горожан и даже прямую трансляцию этого события на сайте www.almaty.gov.kz. В числе других основных тем мегаполиса аким наверняка затронет и работу общественного транспорта: сколько туда инвестировано, сколько уже сделано для удобства пассажиров и сколько еще предстоит. Но я уже не верю этим посулам...

Машину я вожу восемь лет, и все это время в городском ОТ ездила крайне редко да и вообще особо не интересовалась его работой. До тех пор пока в Алматы два года назад не начали внедрять систему электронного билетирования пассажиров “Оңай!”. Как же на нее чуть ли не молились власти города! Вот заработает она - и будет вам, пассажирам, счастье прокатиться с ветерком в удобном, комфортном автобусе со шторками и очень вежливыми водителями. А тут еще только что назначенный акимом южной столицы Бауыржан Байбек при каждом удобном (и даже неудобном) случае без устали вещал: Алматы должен стать городом для людей, а не для автомобилей. Пересаживайтесь-ка, уважаемые, на общественный транспорт - вон мы сколько для этого хорошего делаем! Расписываем выделенные полосы для ОТ, обновляем на бюджетные деньги автобусы и троллейбусы, вводим выгодный для пользователей “Оңай!” дифтариф. В общем, действуем последовательно, логично и убедительно - поверьте нам!
Дело, конечно, не в призывах акима. Во-первых, я для себя решила: если пишу об общественном транспорте, неплохо бы начать им пользоваться и испытать на себе все его прелести. А во-вторых, как раз на таких людей, как я, готовых без особого труда отказаться от личного авто, и рассчитаны подобные реформы. От моей работы до дома 15 минут на общественном транспорте или 40 минут пешком. Недалеко.
Короче, я, убежденная оптимистка, примерно год назад пересела на автобусы и троллейбусы. И поначалу старалась особо не обращать внимания на то, что водители не соблюдают график, ездят как попало, хамят, не выдают билеты, отключают терминалы “Оңай!”. Знала, что так будет. Неприятно, но не фатально - идея важнее. Остальное - мелочи жизни. Так мне казалось...

Мелочи меня в итоге и добили...
С поездками от дома до работы было проще. Пять-семь минут иду до остановки, потом минут десять еду на троллейбусе и еще столько же пешком до редакции. А вот обратно сложнее. Вечером идти несколько кварталов вверх до троллейбусной остановки не хочется - усталость берет свое. Поэтому я уезжала с автобусной остановки, расположенной возле редакции. Прямых маршрутов, на которых я могла добраться до дома, два - № 119 и 59. Но оба обслуживают на старых, раздолбанных автобусах. Ходят они и так нечасто, так еще и водители 59-го зачастую просто проезжают мимо остановки: народу немного, а им поворачивать налево на следующем перекрестке, видать, не хочется, нужно ведь перестраиваться через несколько полос. А то, что кто-то ждет именно этот автобус, кого это волнует? Так что чаще всего я проезжала пять остановок на 92-м, а потом несколько кварталов шла пешком в обратную сторону.
А как мне надоела игра в “останови автобус”! Выскакиваешь на дорогу, призывно машешь рукой. Не заметила вовремя свой транспорт (автобусы по проспекту Райымбека нередко едут друг за другом вереницей) - твои проблемы, пролетит мимо. Я звонила в автопарк, жаловалась, просила, чтобы водителям объяснили, что на перекрестке Панфилова - Райымбека точно такая же остановка, как и во всех местах. Бесполезно. Попыталась поговорить с одним таким рулевым - далеко послал.
Или вот это:
- Все на выходе прикладывайте карточки к терминалу, иначе никого не выпущу! На остановке вошли шесть человек, а заплатили только трое! - орет вожатая троллейбуса, в котором я еду на работу.
А я-то здесь при чем? Знаю, что ее зарплата зависит от выручки. Но разве это должно меня волновать? Я оплатила свой проезд и хочу спокойно доехать до места. Или мы стадо послушных баранов, чтобы выполнять чьи-то команды? Акимат не может организовать нормальную работу контрольно-ревизионной службы, а я должна выслушивать гневные тирады водителя, которая пытается самостоятельно выловить зайцев!
А вот еще:
- Терминалы не работают. Платите по 50 тенге наличкой, - с ходу предупреждает кондуктор.
- Почему не работают?
- Сбой в системе.
- Тогда мы не обязаны платить. Я сейчас в автопарк позвоню...
- Да звони ты куда хочешь!..

И снова звонила. Ругалась. Доказывала. Жаловалась в автопарки. Писала статьи. Задавала неудобные вопросы транспорт­ному руководству города. Вот недавно на пресс-конференции спросила руководителя управления пассажирского транспорта и автодорог Алматы Максута ИСАХОВА (на снимке): сколько в Алматы таких, как я, блаженных, которые пересели на общественный транспорт? Не смог ответить. Нет такой цифры. Лучше, наверное, и не считать, чтобы не расстраиваться.
- А когда перевозчики и транспортный холдинг наконец-то договорятся и наладят работу контролеров? - был мой другой вопрос.
- Я надеюсь, мы решим это и до конца года в городе появится единая служба контроля, - ответил Исахов.
А ведь может и не появиться. Впервой, что ли. Но если даже и появится, потом будут думать, что сделать, чтобы контролеры не договаривались с водителями. И это тоже мы не раз проходили!
Я же напомню, как было с кондукторами. Они должны были исчезнуть из ОТ после внедрения системы электронного билетирования. Но жив курилка! Причем одни перевозчики хотят, чтобы кондукторы остались и так же, как контро­леры, подчинялись городскому транспортному холдингу, другие автопарки против этого. Да и сам холдинг не спешит брать на себя лишнюю материальную нагрузку (ведь штат кондукторов нужно содержать!) и твердит, что система “Оңай!” не предполагает наличия человека, продающего билеты. Единых правил игры нет, вот каждый автопарк сам и определяет, как ему работать.
Наверное, быстрее всего решится вопрос с повышением платы за проезд, который сейчас обсуждают в акимате. Если она возрастет для пользователей карты “Оңай!” даже не на 70 (до 150), как просят перевозчики, а хотя бы на 20-30 тенге, то придется и наличный тариф увеличивать - иначе, согласитесь, не будет смысла в дифференцированном тарифе. Вот только будет ли выгодно ездить пассажирам? Им, конечно, обещают бесплатную пересадку с одного автобуса на другой в течение часа, но перевозчики от этой идеи не в восторге. В итоге даже сам акимат признает, что общественный транспорт Алматы - слабый конкурент личному автомобилю.
В общем, мне всего этого хватило. Надоело! Теперь я снова езжу на машине. А когда станет тепло, буду ходить пешком.

Но! Торжественно перед лицом своих читателей клянусь, что... снова начну пользоваться общественным транспортом, если Бауыржан Кыдыргалиевич и его подчиненные начнут, как и обещали - всего-то пару лет назад с небольшим! - ездить на велосипеде. А ведь обещанного три года ждут.

Оксана АКУЛОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Темы: Испытано на себе
Загрузка...
Астропрогноз
на 20 февраля

Золотые слова

«Н. Н.: Всегда восхищаюсь, как вы отвечаете. Вы, наверное, в студенческие годы были лучшим студентом... Б. С.: Красный диплом. Н. Н.: Ну кто бы сомневался.»

Нурлан НИГМАТУЛИН, председатель мажилиса - Бахыту СУЛТАНОВУ, министру финансов:
Сказано на пленарном заседании мажилиса.
Вопрос на засыпку

Приходилось ли вам обращаться за бесплатной юридической помощью?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева

Прямой эфирКомментарии
 
Новости партнеров