1911

Дорогие наши школьники!

Перестройка на полном ходу - так можно охарактеризовать нынешнее состояние системы общешкольного образования в регионах, которой при ветхом базисе предстоит обновить всю надстройку: завершить переход на 12-летку, приспособиться к суперпрогрессивной образовательной программе, новым учебникам, спешно ввести трехъязычное обучение…

В Северо-Казахстанской области четверть местного бюджета расходуется на образование. Каждый школьник ежегодно обходится казне в 662 тысячи тенге. Это примерно на 30 процентов больше, чем в среднем по стране. Причина таких расходов в большом количестве малокомплектных школ в отдаленных селах региона. Областной аким Кумар АКСАКАЛОВ (на снимке) считает, что отдачи от огромных вливаний мало, и требует расходы снизить, а качество образования повысить.

Власти понимают: не будет школы - не будет села, но и содержать их - дорогое удовольствие… Ведь учеников в малокомплектных школах иногда меньше, чем педперсонала. Да и отапливать приходится все здание, даже если в трехэтажной типовой сельской школе учится не больше десяти детей и занимают они два кабинета. Поэтому ежегодно в Северном Казахстане закрывают не менее десяти школ. Оставшимся детям приходится учиться в интернате вдали от родителей или ездить в соседнее село. Подвоз школьников осуществляется за счет бюджета.
- Качественное образование можно получить только в полнокомплектной школе, где созданы все необходимые условия. Есть потребность в укрупнении школ в районе М. Жумабаева, Айыртау­ском, Жамбылском и Тайыншинском районах, где наибольшее количество школ, не соответствующих по количеству учащихся нормативу, установленному постановлением правительства, - сказала руководитель областного управления образования Гульмира КАРИМОВА на расширенном заседании коллегии ведомства.
В сельских школах проблем накопилось очень много. Здания построены во время освоения целины и с тех пор не видели капитального ремонта. Да что говорить о маленьких селах, если 16 школам в райцентрах требуется капитальный ремонт, но денег на него пока нет.
- Я в 1974 году пошел в 5-й класс в возвышенской школе, и с тех пор уже больше 40 лет она не ремонтировалась. Учится там около 300 детей, школа немаленькая. Недавно мы своими силами поменяли кровлю, - рассказал на отчетной встрече акима района М. Жумабаева глава крестьянского хозяйства и депутат областного маслихата Иван ФИКСЕЛЬ. - Но вот замену окон предпринимателям не потянуть, проектно-сметную документацию мы сделали за свой счет и теперь просим выделить средства из бюджета на пластиковые окна.
Аким области пообещал решить этот вопрос. И тут же ветераны педагогического труда взмолились: мол, надо поменять окна во всех 26 средних школах района, чтобы дети получили возможность учиться в теплых классах.
Между тем Кумар Аксакалов рассказал о планах по дальнейшему переводу котельных школ с угля на биомассу. В области уже 73 котла работают на соломе. К примеру, школа в Большой Малышке сэкономила за счет этого 3 млн. тенге за отопительный сезон.
- Две тонны льняной соломы заменяют тонну угля. В школах, где поставили такие котлы, стало намного теплее. Не секрет, что деньги на уголь тратятся огромные, а он не всегда оказывается качественным. Солома - это для нас практически бесплатный вид топлива, которое валяется под ногами. Правда, сами котлы стоят недешево, это сдерживающий фактор, но мы прорабатываем вопрос запуска производства такого оборудования на наших заводах. Если получится, дело сразу пойдет быстрее, - сказал Аксакалов.
Но ветхие здания не единственная проблема сельских школ. Не очень согласуются с реальностью требования верхов о цифровизации. По бумагам так все школы компьютеризированы, а на деле сельские дети в цифровой грамотности сильно отстают от городских. Широкополосный Интернет подключен только в 380 школах из 500, да и компьютеры, закупленные несколько лет назад, пылятся в кабинетах, так как деньги на их ремонт и модернизацию не выделяются. В обновлении нуждается треть умных машин, установленных в школах области. Пылятся в шкафах и проекторы, у которых перегорели лампы. Школы пытаются менять их сами, но ставят недорогие китайские, которые служат недолго…
По словам заместителя руководителя управления образования Айгуль ХАСЕНОВОЙ, чтобы обновить школьный компьютерный парк хотя бы на 25 процентов, понадобится не меньше 900 млн. тенге. В прошлом году для школ области, по ее данным, приобрели 990 комплектов мультимедийного оборудования на полмиллиарда тенге, в 2018-м закупят еще 365. В комплект входят компьютер, проектор и интерактивная доска.
В школах Петропавловска проблемы отличаются диаметрально. Интернет есть во всех альма-матер, а учителя никак не могут придумать способы оторвать школьников от смартфонов. Классы не пустуют - наоборот, в областном центре сложился дефицит 3804 ученических мест. Из-за переполненности четыре городские школы в этом году перешли на трехсменное обучение. Эту проблему местным властям удалось частично решить с Министерством образования и науки - в Петропавловске начинается строительство двух современных школ на 900 и 600 мест в микрорайонах с новостройками.
Аким области Кумар Аксакалов на расширенной коллегии управления образования выразил недовольство качеством знаний школьников. При огромных бюджетных вливаниях (в 2018 году план финансирования составил 46,7 млрд. тенге) система не дает ожидаемой отдачи. По итогам Единого национального тестирования в 2017-м СКО оказалась на предпоследнем, 15-м месте, за год скатившись в рейтинге аж на 10 позиций. Показатели по ЕНТ у области на 5,2 балла ниже среднереспубликанского.
- Что же происходит? Почему такое резкое снижение? Отсутствуют контроль, мотивация, не хватает кадров? Разберитесь и доложите, что стало причиной, - поручил аким области своему заму, курирующему соцсферу. - И придумайте, как решить проблему. Я жду новых нестандартных предложений.
При этом все прекрасно понимают, что в школах Северо-Казахстанской области готовят вполне конкурентоспособных выпускников, просто все, кто учится хорошо, стараются уехать и поступить в вузы России. И большинство поступают, причем на гранты. Там им платят стипендию и предоставляют общежитие.
Об оттоке североказахстанских выпускников за пределы Казах­стана красноречиво говорит снижение количества школьников, сдающих ЕНТ.
- По области тестирование сдают всего 60 процентов. Очевидно, что дети не идут на ЕНТ, потому что не собираются поступать в казах­станские вузы. Этих детей мы теряем. Это неправильно, когда такое большое количество школьников уезжает получать высшее образование в Российскую Федерацию. Это нас всех должно беспокоить! Где наша профориентационная работа? До чего дожили: в сельскохозяйственном регионе нет факультета сельского хозяйства! - возмутился аким.
В регионе не хватает не только специалистов-аграриев, но и педагогов.
Директор средней школы № 1 Петропавловска Александр КУРЛЕНЯ обратился к ученикам 11-х классов на школьном собрании с призывом поступать на педагогический факультет местного вуза, пообещал всех взять на работу. Он всерьез озабочен тем, что скоро старая гвардия педагогов уйдет на пенсию и учить детей будет некому.
Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева не закрывает существующую потребность в педагогах. В области не хватает 63 учителей русского языка, а выпускников по этой специальности в этом году будет всего 23. Вакантны места 72 преподавателей по математике, а выпускаются лишь 37. Учителей физики нужно 24, а дипломы получат лишь семь. Местная власть считает необходимым пересмотреть систему выделения грантов - совместно с университетом вести переговоры с министерством о распределении квот согласно существующим кадровым потребностям региона. Чтобы как-то решить проблему сложившегося дефицита кадров педагогических специальностей, из средств областного бюджета сформировано 75 грантов.
К слову, зарплата учителей, работающих по обновленной образовательной программе, с 1 января 2018 года увеличена. Доплата составила 30 процентов от должностного оклада.
Например, если сейчас в районе учитель начальных классов получает 119 тысяч тенге, то с учетом установленной доплаты при стаже 15 лет его заработная плата повысится до 143 тысяч тенге. Между тем учитель высшей категории, работающий в среднем звене, при стаже 10 лет сейчас получает 89 тысяч тенге, а с учетом нововведений и доплаты за преподавание предмета на английском языке станет получать 140 тысяч тенге.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото автора, Северо-Казахстанская область

Вместо P.S. Наш постоянный читатель знает: “Время” посвятило немало публикаций проблеме среднего образования, в которых мы говорили, мягко говоря, о поспешности и непродуманности проведения некоторых школьных реформ. К сожалению, большинство этих материалов очень болезненно (если не сказать негативно) было воспринято руководством Министерства образования и науки. Что ж, остается надеяться, что время рассудит, кто из нас - нынешние чиновники от образования или мы, журналисты газеты, был прав. Тем не менее “Время” будет держать своих читателей в курсе происходящих в средней школе реформ.

Поделиться
Класснуть