1880

Под лежачий камень...

Не все актюбинцы, пострадавшие прошлой весной от половодья и получившие земельные участки, смогли справить новоселье. Многие до сих пор живут в полуразрушенных домах. Конечно, жаль таких людей. Однако некоторые из них сами создают себе проблемы, а винят потом в своих бедах местную власть.
Больше всего прошлой весной пострадали люди, чьи дома были расположены в поймах рек и в садоводческих товариществах. Понятно, что в таких местах жить нельзя, это опасно и чревато непредсказуемыми последствиями, однако актюбинцы, волею судеб оказавшиеся здесь, задаются вопросом: если бы у них была возможность, жили бы они в опасных зонах? Однозначно нет. Но...

Дана и Айтжан ТЕМИРБАЕВЫ переехали в район Махамбетовки, что на окраине Актобе. В семье рос единственный сын, ради которого, по сути, и был затеян переезд.
- Для его будущего, для будущего наших внуков, - говорит Дана.
Жизнь с годами налаживалась. У Темирбаевых хоть и неофициальная, но работа была. Дана разносила повестки призывникам, сын работал в пункте приема металлолома, а муж по болезни получал 25 тысяч тенге.
- Да, деньги были небольшие, но мы дружная семья, экономная, - говорит Дана Темирбаева. - Мы особо не обращали внимания на то, что наш дом с одной стороны едва ли не примыкал к заводу, а с другой - к реке.
Тем не менее Темирбаевы затеяли грандиозный ремонт, затем оформили кредит, приобрели мебель и бытовую технику! А сын купил старенький мотоцикл.
Но беда в их дом постучалась неожиданно.
- Мотоцикл оказался в угоне. Откуда ж нам было знать? Теперь сын в колонии. Что касается ремонта и мебели, то все это поглотил паводок. Мы с мужем во время потопа смогли взять с собой только документы и телевизор, даже одежда дома осталась, - вздыхает Дана Темирбаева.
Существенной поддержкой для семьи стала помощь властей. Темирбаевым, как и другим их соседям, выделили участок под ИЖС в пригородном поселке Курайли. Плюс 800 тысяч тенге на стройматериалы и еще 200 тысяч на то, чтобы нанять строителей. Но справить новоселье в прошлом году им так и не удалось.
- Муж переболел туберкулезом, он инвалид второй группы. Мы хотели сэкономить на строителях - не стали их нанимать, поэтому дом строили вдвоем. До наступления холодов залили фундамент, подняли стены, постелили крышу, - продолжает Дана. - Но, несмотря на крайнюю экономию, средств все равно не хватило, чтобы провести домой газовую трубу и произвести работы по внутренней отделке.

Сейчас Темирбаевы проживают в саманной землянке в Махамбетовке. Полуразрушенный сырой домик, принадлежащий их соседу, отапливается буржуйкой.
- Денег, чтобы купить уголь, нет. После потопа высушила всю свою мебель, но она стала совсем непригодной, в итоге все пустили в топку, - утирает слезы Дана. - На полмиллиона тенге купили мебель, за которую сейчас расплачиваемся.
А вот семья МЫНЖАСАРОВЫХ, которая также проживает в Махамбетовке, сейчас закидывает письмами-просьбами местные акиматы, “Нур Отан” и даже обратилась в администрацию президента.
- Наш дом тоже залило водой, но он устоял, поскольку мы его строили не из самана, а из кирпича, - говорит Фатима МЫНЖАСАРОВА. - Землю нам выделили в декабре прошлого года, но наша семья отказалась.
Сама Фатима многодетная мать. Дом, построенный почти десять лет назад, получился общей площадью 92 квадратных метра.
- После паводка, если бы мы согласились на получение участка в одном из пригородных поселков, нужно было бы отказаться от дома в Махамбетовке, а миллиона тенге, который обещал акимат, хватило бы только на строительство дома в 40 квадратных метров, - объясняет Мынжасарова. - Поэтому мы и отказались.
Но сейчас многодетная семья согласна и на эти условия - от сырости в доме у детей развились различные болезни. К тому же не известно, что будет этой весной. Один раз дом Мынжасаровых устоял, но второй раз, как говорит Фатима, вряд ли выдержит паводки.
- Рано говорить, что проблемы Махамбетовки решены. Не все еще построили свои дома и переехали. После прошлогодних событий теперь здесь частые гости - воры. И днем и ночью крадут все. Здесь же много домов опустело, - жалуется Фатима.
Тем временем в городском акимате отмечают, что в результате прошлогоднего разлива рек пострадало более 900 домов, а 114 семьям, чьи жилища были признаны непригодными, вне очереди выделили земельные участки в пригородных поселках. Помимо этого каждой семье была оказана помощь в размере одного миллиона тенге.
- Восемьдесят семей, которым акимат выделил участки, уже возвели дома, - сообщил руководитель отдела по военно-мобилизационной работе, гражданской обороне и ЧС аппарата акима города Актобе Бекболат НУРАШЕВ.
По его словам, в этом году в пригородном поселке Саздинское запланировано выделение еще сотни участков. Помимо этого предполагается строительство 366 домов, чтобы переселить в них жителей проблемного жилого массива Махамбетовка. Правда, новые дома махамбетовцам будут выданы в кредит. Под какие проценты, пока не известно.

Антон МОЛДИН, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ, Актобе

Поделиться
Класснуть