3841

Связь по расчёту

Услуги “Казахтелекома” населению: защитники прав потребителей Светлана РОМАНОВСКАЯ и Артык СЕЙТКАЛИЕВА диаметрально разошлись в оценках сервиса этой компании. Первая за один только год собрала 3997 жалоб на телекоммуникационного оператора, вторая же считает, что люди сами виноваты.

В последнее время заметно участились жалобы в нашу редакцию потребителей на услуги АО “Казахтелеком”. Одни возмущены тем, что компания лишает их связи внезапно, без предупреждений и уведомлений. Другие не могут взять в толк, почему оператор, лишив их услуги по каким-то причинам, все равно затем требует полной оплаты. Мы попытались разобраться, в каких же углах затаились черные кошки.
Уже ни для кого не секрет: поскольку многие отказываются от стационарных телефонов, пользуясь в основном мобильной связью, “Казахтелеком” старается привлечь клиентов разными привлекательными акциями и пакетами услуг. Стоимость этих пакетов (например “Супертелефон”) - от 6999 тенге, к ним предлагают еще дополнительные сервисы по цене от 1000 до 2000 тенге, и все вместе они представляют целый спектр услуг: безлимитные звонки по стационарному телефону по всей стране, разговоры на фиксированные номера в Россию либо на сети разных телефонных операторов, домашний и мобильный Интернет, телевидение... В общем, полный аll inclusive, как говорится, все включено (порой даже то, что и не нужно вовсе)! Обо всем этом красиво изложено на портале телекоммуникационной компании.
Однако на том же сайте нигде не упоминается о том, что внезапно все может быть… и выключено сразу, если потребитель не успел оплатить услугу до 25-го числа месяца, следующего за расчетным (то есть, к примеру, за март нужно рассчитаться не позднее 25 апреля).
А вот что в “Казахтелекоме” пояснили “Времени” в ответе на наш запрос: “Согласно пункту 11 типового договора (далее - ТД) при кредитном способе оплата счетов производится абонентом ежемесячно в срок до 25-го числа месяца, следующего за расчетным, если иное не предусмотрено отдельным соглашением сторон (здесь и далее в цитатах выделено нами. - Е. Т.). В соответствии с подпунктом 4 пункта 16 ТД при неоплате абонентом услуг АО “Казахтелеком” в установленные сроки, а также в случае нарушения абонентом других условий договора оператор имеет право приостановить доступ абонента к сети телекоммуникаций в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
Относительно оплаты услуг в пакете “Супертелефон” сообщаем, что абонентская плата включает в себя оплату за весь комплекс услуг, в этой связи частичная оплата невозможна. В соответствии с подпунктом 4 пункта 16 ТД оператор имеет право приостановить доступ абонента к сети телекоммуникаций в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан (какое именно законодательство, опять не указано. - Е. Т.). При этом с абонента взимается абонентская плата за период отсутствия услуг по вине абонента в связи с их не­оплатой без осуществления перерасчета за период ограничения доступа к услугам. При этом уведомлением о приостановлении доступа абоненту является выставленный к оплате счет (признаться, это предложение мы пытались разгадать чуть ли не всей редакцией - не смогли! - Е. Т.). Возобновление доступа к сетям телекоммуникаций производится после погашения задолженности в полном объеме или при устранении нарушений условий договора”.
Сама же компания согласно ответу делает перерасчет только в том случае, если услуга не предоставляется по вине оператора (авария, простой, прочее).
Насколько законны такие условия?

- Однозначно это нарушение прав потребителей! - высказала свое мнение, проанализировав жалобы наших читателей и ответы “Казахтелекома”, глава Нацио­нальной лиги потребителей (НЛП) Светлана Романовская. - Компания имеет право брать с нас деньги только за ту услугу, которую мы получили! И мне очень многие потребители жаловались: им начисляют за то, чем они даже не пользовались. А ведь пункт 1 статьи 8-1 закона о защите прав потребителей гласит: “Продавец (исполнитель, изготовитель) не должен включать в договор с потребителем условия, которые нарушают и (или) ущемляют права потребителя”. К сожалению, потребители сталкиваются и с хамством сотрудников “Казахтелекома”, люди чувствуют себя дис­комфортно.
Но это еще не все. В прошлом году НЛП проанализировала разного рода договоры и выяснила: “Казахтелеком” свободно передает своим многочисленным дочерним компаниям контактные данные потребителей, причем без предупреждения последних! Вот отчего, утверждают в Нацлиге потребителей, самые разные сервисные фирмы звонят нам на домашние или мобильные номера и навязывают свои услуги.
- Потребители из разных регионов страны жалуются на плохое качество услуг связи, низкую скорость Интернета и на то, что очень сложно дозвониться до операторов “Казахтелекома”, - сообщил “Времени” юрист НЛП Серик ДЖАНТУРГАНОВ. - В отдаленных районах несвоевременно устраняются неполадки на линиях связи, квалифицированная помощь оставляет желать лучшего, а это прямое нарушение прав потребителей: к примеру, они заплатили за телефонную связь, а ее нет, телефон не работает. Кроме того, много жалоб и на навязывание разных пакетов услуг.

Между тем президент общественного объединения по защите прав потребителей “Адал” Артык Сейткалиева уверена: жалобщики виноваты сами.
- “Казахтелеком” берет плату после оказания услуги, то есть не берет деньги вперед, работает без предоплаты. Сейчас таких условий почти ни у кого нет. Это настолько правильно, что даже удивительно! - считает эксперт. - Если потребитель покупает целый пакет услуг, то ему предоставляют некоторую скидку, и он с этим соглашается. При этом он должен иметь в виду, что пакет услуг - это как одна общая услуга. Чему тогда удивляться, если при неуплате отключают все сразу?!
Ваши читатели жалуются на то, что им продолжают начислять деньги за услуги после отключения за неуплату. А откуда в компании знают о том, что потребитель не пользуется? Значит, он должен сам прийти в компанию и расторгнуть договор, если не хочет дальше платить и пользоваться услугами.
Что же все-таки делать тем потребителям, которые не хотят платить за те услуги, которые не получали? Вот тут защитники прав потребителей единодушны: договариваться с компанией или идти в суд!

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее