⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Достучаться до небес

Мадина АИМБЕТОВА

Как рядовому гражданину заставить власти прислушаться к его мнению

В середине марта в Алматы поднялась волна возмущения по поводу планируемой реконструкции парка “Южный”. Появившийся в Сети проект предусматривает вырубку и пересадку огромного количества деревьев, увеличение асфальтовых площадей и строительство парковки, и это при том, что жители хотели оставить как можно больше земли и зеленых насаждений. В итоге власти были вынуждены отказаться от своей задумки: как сообщила пресс-служба акимата Алматы, аким Бауыржан БАЙБЕК, посетив парк “Южный”, поручил скорректировать проект. Основным принципом реконструкции, по словам градоначальника, должно быть сохранение существующих зеленых насаждений и культивация новых. И это далеко не единственный случай, когда активность граждан позволила изменить ситуацию.

В редакцию газеты “Время”, как и в другие СМИ, ежедневно поступают десятки звонков и писем с просьбой о помощи. И, к сожалению, довольно часто выясняется, что люди даже не пытались решить проблему самостоятельно. Например, некий мужчина требовал, чтобы мы разобрались с притоном нар­команов в заброшенном доме, а на вопрос, обращался ли он в полицию и акимат, заявил: нет и не собираюсь, потому что они все равно ничего не сделают! Но проблема не в том, что люди не понимают степень возможностей журналистов, просто они утратили доверие к власти, и надежда у них разве что на СМИ и отдельных общественных деятелей. Однако граждане могут изменить ситуацию своими силами, тем более для этого сейчас есть много средств.

Обращаться - ваше право
Конституция РК предусматривает право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. При этом согласно закону “О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц” обращение должно быть адресовано конкретному субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение данного вопроса. Например, если вы стали свидетелем вырубки деревьев, нужно жаловаться в природоохранную полицию, прокуратуру или управление природных ресурсов и регулирования природопользования. Если ваш сосед в ходе перепланировки снес несущую стену или копает противоядерный бункер в общем подвале, обращайтесь в Управление государственного архитектурно-строительного контроля УГАСК. Если вас отказались принять в районной поликлинике, к которой вы прикреплены, пишите в территориальный департамент охраны общественного здоровья; полиция не принимает меры -
надо идти в прокуратуру. Если же в компетенцию должностного лица разрешение поставленных в обращении вопросов не входит, заявителю направляется сообщение об этом в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы.
В своем обращении физлица должны указать свое имя и фамилию (отчество по желанию), ИИН и почтовый адрес, а также поставить свою подпись. При подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются (к примеру, участковый инспектор УВД Алатауского района Иванов И. И.), мотивы обращения и требования. Если все эти требования соблюдены, то отказ в приеме обращения запрещается.

Сроки
Обращения, для рассмотрения которых не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматриваются в течение 15 календарных дней со дня поступления. Обращения, для которых требуется получение информации от иных субъектов, долж­ностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматриваются и по ним принимаются решения в течение 30 календарных дней со дня поступления. В случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки, срок рассмотрения продлевается не более чем на 30 календарных дней, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней со дня продления срока рассмотрения. Если решение вопросов, изложенных в обращении, требует длительного срока, оно ставится на дополнительный контроль вплоть до окончательного его исполнения, о чем сообщается заявителю в течение трех календарных дней со дня принятия решения.

Рассмотрению не подлежат
По закону не рассматриваются:
- анонимные обращения, за исключением случаев, когда в них содержатся сведения о готовящихся или совершенных уголовных правонарушениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности и которые подлежат немедленному перенаправлению в государственные органы в соответствии с их компетенцией (например, о готовящемся теракте);
- обращения, в которых не изложена суть вопроса.

Альтернативные способы
В последнее время все большее значение в разрешении каких-либо наболевших вопросов играют социальные сети. Правда, не всегда скорость и эффективность решения проблемы пропорциональны популярности соцсети среди населения. К примеру, в 2017 году специалисты компании “АСТ Казахстан” составили рейтинг популярности соцсетей, первое место в котором занял ресурс Вконтакте. В то же время госорганы и чиновники сейчас в основном имеют аккаунты в Facebook и иногда в Instagram, так что, по мнению блогеров, поднимать ту или иную насущную проблему лучше с помощью этих ресурсов.

Мнения экспертов
Бекнур КИСИКОВ,член общественного совета Алматы:
- Я активно работаю с соцсетями, потому что через них быстрее и эффективнее получается взаимодействовать с обществом. Для меня это самый удобный путь. В Facebook существует официальная страница общественного совета Алматы, на которую каждый может обратиться. Кроме того, пользователи, зная, что я являюсь членом общественного совета, пишут мне в личку. Ну и, конечно, можно обратиться в общественный совет лично или написать письмо. Мы работаем и с городским, и с районными акиматами, и с управлениями - у нас есть прямые контакты. И мы можем обратить внимание на проблему тех органов, в чьей компетенции находится ее решение. Но тут хочется отметить, что работа в общественном совете - это дополнительная общественная нагрузка. У нас у всех есть основная работа, поэтому, конечно, мы не можем реагировать на каждое отдельное обращение. Если речь идет о резонансных делах, обращениях группы лиц или всего общества, то мы реагируем. Можем создать рабочую группу, выехать на место. Например, в прошлом году мы поддержали жителей одного крупного КСК: им удалось сместить председателя, который самовольно захватил власть, и выбрать нового. Или вот на днях мы проехали по вокзалам Алматы, на которые поступало много жалоб от жителей города. Еще мы подключились к решению вопроса с комплексом ресторанов, на который жалуются жители близлежащих домов. У нас нет возможности наказывать, но мы можем создать площадку, где жители и владельцы ресторанов могут договориться и жить по-добрососедски. Еще мы сейчас планируем заняться вопросом стоимости отопления - все мы в начале этого года получили квитки, в которых суммы за отопление просто пугающие. Я решил провести мониторинг. Весь день звонил в “Алматинские тепловые сети”... Так и не дозвонился. То есть сейчас я собираю всю информацию по работе этой организации. Мы хотим выяснить, как происходит повышение цен, каков механизм. Возможно, привлечем экспертов, которые скажут, обоснован тариф или нет. Ну и смущает тот факт, что это абсолютно закрытая организация, до них невозможно достучаться.
А по частным вопросам вроде отключения света в отдельно взятой квартире лучше обращаться в OpenAlmaty - это общественная приемная и контакт-центр городского акимата. Мы, кстати, взаимодействуем с ними и перенаправляем кое-какие вопросы. Вот недавно был случай: какой-то предприниматель прорубил в несущей стене дома проем, чтобы сделать там то ли донерную, то ли кафе. При этом никаких разрешений у него нет. Что делать? Естественно, с рабочими драться не будешь, и жители написали о произошедшем в Facebook, а также обратились к представителю OpenAlmaty. Он в свою очередь обратился в УГАСК, специалисты которого вместе с сотрудниками полиции выехали на место. В итоге полицейские увезли строителей в РУВД, а УГАСК остановило строительство, оштрафовало предпринимателя и обязало его за свои деньги заделать дыру в стене.
Также советую активнее обращаться к депутатам маслихата. К сожалению, в основном граждане ходят к ним просить деньги, но, в принципе, они решают многие проблемы, связанные с их участком.
Я хочу заметить, что с каждым годом эффективность взаимодействия граждан и государства повышается. Если раньше люди могли годами писать письма в госорганы, то сегодня все можно решить очень быстро. Не знаю, как в других регионах, но в Алматы у жителей масса инструментов, чтобы добиться защиты своих прав в той или иной области. Давайте еще раз перечислим эти инструменты: общественный совет, OpenAlmaty, депутаты маслихата, акимат, социальные сети.
Светлана СПАТАРЬ, представитель экологического общества “Зелёное спасение”:
- Ситуация с парком “Южный” уникальная, я за несколько лет своей работы впервые столкнулась с тем, что жители так быстро организовались и встали единым фронтом. Они буквально за пару дней подготовили открытое письмо на имя акима города, начали собирать подписи - их несколько сотен, причем живых, не электронных. Так что публикации в соцсетях и СМИ - это малая часть той работы, которую проделали жители. Они каждый день что-то делают. В парке, несмотря на заявление акима, появилась какая-то техника, и жители намерены держать этот вопрос на контроле. Так что есть надежда парк сохранить. И это прецедент: несмотря на то что проект реконструкции был утвержден и согласован, удалось изменить ситуацию.
Если говорить о менее масштабных случаях, то сейчас можно просто опубликовать информацию о какой-то проблеме в Facebook или Instagram, тегнуть городской акимат, и он уже берет ее на конт­роль. И если это не слишком сложный и дорогостоящий вопрос, то он решается довольно быстро. Это проблемы, связанные, например, с тротуарами, пандусами, ступеньками, несанкционированными парковками, свалками и т. д. Они сейчас очень хорошо решаются за счет того, что и жители стали более активными, и акимат - более расторопным. Так что далеко не всегда нужны какие-то сложные действия или знание законов, чтобы решить проблему. Та же ситуация со строительством горнолыжного курорта в урочище Кок-Жайлау, на мой взгляд, положительная, потому что проекту уже более 10 лет, а он до сих пор не начал реализовываться благодаря общественной кампании, когда люди встали стеной за место, которое они любят. Так что нужно не проходить мимо и махать рукой, мол, ничего не получится, а пытаться что-то сделать.

Опрос в тему
Считаете ли вы, что можете что-то изменить в нашем государстве?
- Да, и я постоянно это делаю
- Нет, это невозможно
- Не знаю, не пробовал

Проголосовать можно на сайте газеты “Время” www.time.kz на главной странице в правой колонке.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Возвращаясь к напечатанному
Мнения наших читателей
Чьим прогнозам вы доверяете больше?
Официальному прогнозу от Казгидромета......75%
Сайтам погоды и мобильным приложениям....15%
Народным приметам и бабушкам.................10%

Темы: Главная тема
Загрузка...
Астропрогноз
с 13 по 19 декабря

Золотые слова

«- Я независимый человек, я ни от кого не завишу. Я даже родителям своим помогаю - вот это круто! »

Габидулла АБДРАХИМОВ, аким Шымкента:
Сказано во время выступления на форуме молодежи
Вопрос на засыпку

Что будет, если МВД начнет выплачивать вознаграждение за фото и видео правонарушений?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева