1963

Давайте лучше пешком

В Актобе работу почти всех старых лифтов, которые проверили после трагической смерти журналистки Айзат АБДИСАМАТ, рекомендовано приостановить.
Такой масштабной проверки подъемников в многоэтажных домах никто из председателей КСК не припомнит. Тысячи раз все эти годы власти собирали их на встречи в акимате. Поводы были разные - и озеленение придомовой территории, и проведение субботников, и дезинсекция подвалов...
- Но только не по вопросам исправности лифтов! - говорит председатель КСК “Алия” Вера ГРИГОРЕНКО.
И такая, мягко говоря, беспечность, похоже, больно аукнулась спустя годы как властям, так и самим жильцам. Сегодня очевидно, что не все лифты в Актобе безопасны, и необязательно старые - срываются и новые. А после страшной трагедии, когда на глазах у трехлетней дочери 27-летняя Айзат Абдисамат погибла, зажатая дверьми лифта, вдруг обнаружилось, что с подъемниками надо что-то делать.
- В Актобе почти 800 лифтов. В течение месяца мы должны проверить 283 из них, которые эксплуатируются более 20 лет, - рассказал руководитель производственно-технического отдела управления энергетики и ЖКХ Актюбинской области Самат ЛЕПЕСОВ.
Проверки начались 11 апреля. В состав комиссии вошли представители управления ЖКХ, департаментов по ЧС, промышленной безопасности и эксперт­ных организаций. В рейд они выходят ежедневно. И по каждому лифту находятся существенные замечания.
- Должно быть ежегодное техническое освидетельствование лифта, его нет. Нет монтеров или механиков, ответственных лиц за безопасность подъемников. Лифты отдали самим жильцам, они за них и в ответе, - говорит Самат Лепесов.
Почти все лифты, проверенные за это время, а их более двадцати, члены комиссии рекомендовали приостановить. Работают они на честном слове. Нет гарантии того, что ситуация, произошедшая с Айзат Абдисамат, не повторится.
- В нашем доме три лифта, деньги на их содержание мы собираем сами. КСК к этому не имеет никакого отношения, - говорит жительница дома № 36 по проспекту Алии Молдагуловой Айнура НАЗБЕКОВА. - Механик ежемесячно за каждый лифт берет с нас 7,5 тысячи тенге. Кабинки ломаются - он приезжает и чинит. Сколько протянут еще наши лифты -
неизвестно. Механика сами вызываем.
Но так, по мнению членов комиссии, не должно быть. Придя с проверками в многоэтажные дома, специалисты несказанно удивились, что за лифты отвечают жильцы, а кооперативы категорически не желают брать их на свой баланс.
- А я и не буду брать на себя ответственность! - заявляет та же Вера Григоренко. - Вот застрянет человек в лифте, плохо ему стало. Пока приедет механик, он умрет. Кто будет в ответе? КСК! А нам это нужно?!
Такая же позиция и у остальных председателей КСК.
Председатели кооперативов в один голос говорят: еще десять лет назад тогдашний аким города Серик НОКИН якобы устно распорядился передать содержание всех лифтов в городе самим жильцам. В итоге КСК послушно раздали технические паспорта так называемым старшим по подъездам.
- С тех пор мы к лифтам никакого отношения не имели. Да за эти годы никто о них и не вспоминал, - признается Вера Григоренко.
Если теперь вновь брать лифты на свой баланс, то только новые, считают ее коллеги.
- Новый подъемник стоит 7,5 миллиона тенге. Собрать такую сумму с подъезда несложно. Можно даже кредит оформить. Зато это будет новый лифт, за который мы, КСК, будем нести ответственность, - говорят председатели кооперативов.
Согласятся ли на это сами жильцы, неизвестно. Однако все - и акимат, и КСК, и квартиросъемщики - прекрасно понимают, что старые лифты, за которые к тому же никто ответственности не несет, долго не протянут.
- Однако пока будут приобретены новые, все старые лифты не можем приостановить. Поэтому нужно их отремонтировать и все равно назначить ответственных со стороны КСК. Мы это предлагаем, - говорит член комиссии Кайрат ЖУМАГАЛИЕВ.

Антон МОЛДИН, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ, Актобе

Поделиться
Класснуть