2407

Не дайте сгинуть нашей антилопе!

На грани закрытия единственный в стране питомник по изучению сайгаков, расположенный в Западном Казахстане

Из-за отсутствия финансирования ученые вынуждены будут прекратить уникальные исследования, а фактически ручных животных придется выпустить в дикую природу. Выживут ли они там?

Сайгаки живут на земле со времен мамонтов и динозавров. Эти антилопы пережили ледниковый период и другие катаклизмы планетарного масштаба. Зато всего пара десятков лет в условиях современного мира поставила уникальных животных на грань вымирания.

Наша газета неоднократно писала о проблемах этих копытных в нашей стране (см. “Байга вокруг сайги”, “Сага о сайге”, “Кто выкормит сайгачонка”, “Сайга на выживании”, “Время” от 26.5.2015 г., 16.3, 27.4 и 14.6.2016 г.). За 10 лет - с 90-х годов прошлого века до 2000-х - поголовье сайги в республике сократилось с миллиона до 20 тысяч особей. Тем не менее сейчас Казахстан по-прежнему является фактически единственной страной, где еще обитают эти степные антилопы. И при этом у нас нет ни одной государственной организации или госпрограммы по изучению сайгачьего мира. Разве что сотрудники питомника в Западно-Казахстанской области.
Этот питомник уникальный для Казахстана и один из немногих в мире. Он был создан в 2012 году в рамках грантового проекта, который профинансировал комитет науки образовательного ведомства (МОН). Здесь сейчас содержатся 28 взрослых сайгаков и 12 народившихся этой весной детенышей.
Кстати, получение приплода степной антилопы - предмет особой гордости работников этого животного центра. Дело в том, что известны лишь единичные случаи содержания сайгаков в неволе. Сайга невероятно пуглива. В дикой природе антилопа видит и чувствует опасность на расстоянии в несколько километров и сразу убегает. В неволе от любого резкого движения или звука сайга резко кидается прочь и обычно калечится о клетку или загон. В западноказахстанском питомнике специалисты добились того, что это осторожное животное подпускает к себе на расстояние до нескольких метров!

Так вот те грантовые деньги закончились через два года. Свернуть проект означало свести на нет то, чем жили ученые все это время. Сайга только-только начала привыкать к людям, и сам процесс ее изучения будто начался снова, но теперь уже по-настоящему. Уникальный проект был так интересен, что ученые сумели убедить руководство Западно-Казахстанского аграрно-технического университета, на базе которого он был создан, взять на себя расходы по содержанию питомника. Так зверинец сумел продержаться еще три года.
- Была надежда, что правительство проникнется нашими проблемами, думали, что финансирование вот-вот начнется, - говорит руководитель Центра сохранения биоразнообразия диких животных Бибигуль САРСЕНОВА. - Ведь у нас здесь просто уникальная возможность содержать питомник и изучать животных. Никто не видел сайгу так близко, как мы! Мы наблюдаем за самцами в период гона, за самками в период беременности и окота. И только такой способ дает возможность узнать повадки этих животных, изучить их природу, понять, какими болезнями они страдают и как их лечить. Словом, найти способы решения многих проблем, связанных с сохранением популяции этой уникальной степной антилопы. Любой настоящий ученый скажет вам, что такой опыт бесценен!

Однако эти факторы и обстоятельства, судя по всему, нисколько не волнуют ни местных чиновников, ни тех, кто заседает в палатах министерского масштаба. А вуз, на базе которого действует питомник, финансировать бесприбыльное предприятие больше не в состоянии. Тем более что для нормальной работы питомнику помимо текущих расходов необходимо разовое крупное денежное вливание. Хотя смотря что называть крупным…
- Нам нужно единовременно около 40 млн. тенге, - объясняет Бибигуль Сарсенова. - Эти деньги необходимы на ремонт и укрепление загонов, приобретение трактора и организацию устойчивого водоснабжения хотя бы из скважины. Кроме этого нам совершенно необходим автономный источник питания. Мы находимся в степи, в сотне километров от населенных пунктов, и часто остаемся без электричества. А свет - это безопасность и от хищников, и от людей. Особенно в зимнее время.
Текущие же запросы питомника значительно скромнее - это только средства на зарплату персонала, ГСМ и прочие небольшие расходы. Для сравнения заметим: в прошлом году акимат Зеленовского района Западно-Казахстанской области приобрел внедорожник Land Cruiser-200 за 24,5 млн. тенге. Через пару месяцев некий центр досуга, который значился на портале госзакупок получателем машины, передал автомобиль в коммунальную собственность облуправления экономики. Дальнейшая судьба джипа прослеживается смутно, но дело даже не в этом. Сэкономленные на покупке пары таких джипов средства мог­ли бы существенно поправить положение уникального сайгачьего питомника. Этих денег хватило бы не только на обновление загонов и приобретение всего необходимого оборудования, но и на год вполне себе сносной жизни зверинца.

За четыре года Бибигуль Сарсенова написала кучу писем в различные инстанции, подготовила несколько проектов в наде­жде на получение гранта, однако все это оказалось тщетным. Средства в высоких кабинетах выделяют на изучение миграции саранчи, изучение клещей и многое другое. Но только не на изучение сайгаков.
- Я понимаю, что и клещей нужно изучать тоже, - отмечает Бибигуль Балгабаевна. - Но ведь сайга без должного внимания к проблеме просто исчезнет!
Сейчас в питомнике работают всего три человека - сама Бибигуль Сарсенова и двое научных сотрудников. Работают фактически на голом энтузиазме. Но все трое понимают - долго так продолжаться не может. Сайгакам нужен корм, нужна охрана, нужен соответствующий уход. Между тем еще в 2015 году в ответ на официальный запрос “Времени” Минсельхоз сообщал о том, что для сохранения сайгаков уральской популяции в Западном Казахстане планируется создать государственный природный резерват “Бокейорда”. Для этого даже были подготовлены естественно-научное и технико-экономическое обоснования. Это могло бы помочь в решении проб­лемы. Однако дальше обещаний в этом отношении дело не пошло.
- Мы приняли трудное для нас решение: если ситуация не изменится, в июле будем выпускать животных на волю, - не скрывая горечи, тяжело вздыхает Бибигуль Сарсенова. - Надеюсь, детвора - в этом году у нас народились 12 сайгачат - и молодняк сумеют адаптироваться в дикой природе быстро. Сложнее будет с теми сайгаками, которые уже привыкли к людям... У нас есть предложения от нескольких питомников и зоопарков из разных стран, в том числе и из России, они готовы приобрести взрос­лых животных. Однако, для того чтобы заключить соответствующие договоры, нам необходимо разрешение Минсельхоза, этого требует закон. Пока такое разрешение не получено.
Но вместе с тем ученые все еще надеются на здравомыслие наших чиновников. Увлеченно рассказывая о своем проекте, они постоянно упоминают слово “уникальный”. В мире есть несколько аналогичных питомников, однако они расположены не в естественных для сайги климатических условиях. Только в Западно-Казахстанской области есть возможность изучать сайгу в дикой природе.

Злата УДОВИЧЕНКО, фото автора, Уральск - Таскала - Уральск

Поделиться
Класснуть