⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Дифтариф: вчера, сегодня. Завтра?

Оксана АКУЛОВА

Ровно год назад, 1 августа, в общественном транспорте Алматы внедрили дифференцированный тариф. Изменил ли он, как обещали пассажирам, общественный транспорт южной столицы?

За неделю до того, как проезд, оплаченный наличными, стал стоить 150 тенге, власти Алматы собрали пресс-конференцию, на которой пообещали пассажирам “целую гамму услуг”: дисконт (скидки при покупке определенного количества поездок), бесплатные пересадки в течение часа и главное - улучшение качества перевозок. Горожанам усиленно внушали: полный переход на электронное билетирование позволит выявить реальные доходы перевозчиков и посчитать субсидии. А там и счастье пассажирское не за горами. Прошел год. И что у нас в активе?

Попытаться оценить мы можем только последний пункт - улучшение качества перевозок. Два других так и остались обещаниями. Недавно я писала об этом (см. “Искусство пересадки”, “Время” от 3.7.2018 г.), так что подробно к этой теме возвращаться не буду. Первым делом я обратилась за комментариями в акимат - к заместителю руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Ерлану АДИЛОВУ. Надеялась, что он поделится успехами, которых удалось добиться благодаря внедрению столь долгожданного для властей дифференцированного тарифа. Но Ерлан Маматович так и не нашел времени в своем плотном графике, чтобы рассказать про новые автобусы и возросший размер субсидий. Жаль, что так. Тогда я обратилась к перевозчикам, которые обычно более охотно общаются с журналистами.
-Введение дифтарифа особо не сказалось на организации перевозок, - считает глава ассоциации пассажироперевозчиков Алматы Сабит АМАНБАЕВ. - Он был мотивацией для пассажиров перейти на электронные карты. Сейчас из тех, кто оплачивает проезд, примерно 98 процентов пользуются картой “Оңай!”, остальные платят наличными. Но у нас до сих пор примерно 20, а на некоторых маршрутах 30 процентов доходов в тени - это результат практического отсутствия конт­рольно-ревизионной службы у транспортного холдинга.
- Количество трансакций возросло, соответственно, увеличились доходы перевозчиков, которые должны были потратить эти деньги на развитие своих автопарков. По крайней мере, именно так преподносили нам плюсы от внедрения дифференцированного тарифа.
- Это преподносилось некорректно. Дифтариф, как я уже говорил, не сказался на доходности. Она может вырасти только при работе контрольно-ревизионной службы и финансировании организации перевозок, которое может быть возможным при субсидировании.
- Извините: количество трансакций возросло, денег перевозчики стали получать больше. Раньше водитель существенную долю клал себе в карман. А сейчас они куда исчезают?
- Рынок перевозок - 21 млрд. тенге в год, это данные 2017 года. В этом году мы ожидаем в районе 22 млрд., а потребность - 39 млрд. тенге. Так что деньги никуда не исчезли. Мы с колес все расходуем, у нас не хватает средств. И, повторяю, введение дифтарифа на это не повлияло.
- Но ведь и вы лично выступали за его внедрение. Зачем он тогда?
- Он нужен для повышения эффективности. Это один из элементов организации перевозок. Он сыграл свою роль в том, что мы все-таки заставили население начать пользоваться картами “Оңай!”. Свою миссию дифтариф выполнил.
- А что население получило взамен? Ему-то тоже много чего обещали: бесплатную пересадку, дисконт при покупке десяти поездок и более...
- Никаких бесплатных пересадок, как в Астане, не будет. Там общественный транспорт полным ходом финансирует акимат. У нас тоже процесс идет, но очень медленно. В мае мы подписали договор о том, что 89 маршрутов будут субсидироваться на 22 млрд. тенге. Но это пока не реализуется. У нас две беды. Первая: акимат требует от нас новые автобусы и только под них дает субсидии. Вторая: управление пассажирского транспорта создало себе любимчика - ТОО “Алматыэлектротранс” и субсидирует все их маршруты. Из-за этого у нас устранены основы добросовестной конкуренции.
- Но ведь вам выделяют деньги на 89 маршрутов, это очень много.
- Половина из них - муниципального парка.
- А вторая половина - частных. И их, если есть договор, будут финансировать. Так что же пассажиры получили в результате внедрения дифтарифа?
- Они получат что-то, когда акимат будет субсидировать эту сферу, исполняя законодательство. Властям кажется: купят перевозчики новые автобусы, и все будет в порядке. Нет! Вот посмотрите: “Алматыэлектротранс”, у которого новый подвижной состав, - у него тоже хватает проблем. Поймите, основная работа должна вестись на производстве с кадрами, техникой. А на это нет денег. Мы работаем с акиматом, объясняем им. Вроде идет перелом сознания. Когда будет финансирование, мы придем к тому, что качество обслуживания вырастет.
- Дифтариф реально помог только нашему автопарку - мы перешли на систему, когда заработная плата полностью зависит от количества трансакций, - комментирует в свою очередь директор ТОО “Green Bus Company” Баурджан КУЛИШЕВ. - Дифтариф внедрили запоздало. Пока он не появился, перевозчики несли убытки. До сих пор у контролеров нет возможности штрафовать безбилетников, для этого нужно вызывать полицию. Но из-за того, что на это уходит слишком много времени, чаще всего “зайцу” просто позволяют заплатить за проезд. А если бы такая система была, то и эффективность контроля сразу бы возросла. Внедрить это должны были вместе с электронным билетированием “Оңай!”.
- Что вы смогли сделать за этот год благодаря внедрению дифтарифа? Вот автобусы вы новые привозили за счет этих средств...
- Нет. Их мы купили потому, что нам пообещали, что выделят под них субсидии. А электронное билетирование помогает показать реальную картину, соответственно, акимат видит доходы и убытки перевозчиков и начинает их компенсировать. Это его основной плюс. В этом плане для акимата дифтариф сыграл решающую роль. После его введения власти стали субсидировать убытки автопарков, так как поняли, что без них перевозчики не смогут обслуживать социально значимые маршруты. В итоге выиграли пассажиры: перевозчики стали покупать новые автобусы на те маршруты, на которых без финансирования акимата они бы никогда не появились.
- В одном из интервью вы говорили мне, что в год ваши водители присваивают около миллиарда тенге. После 1 августа 2017 года большинство алматинцев стали платить картами, соответственно, пусть не миллиард, но хотя бы большую его часть сейчас получает автопарк. Это так?
- Да, мы увидели этот миллиард. Но часть денег забирает транспорт­ный холдинг плюс мы платим налоги. Но мы все равно имеем возможность вкладывать средства в развитие автопарка. И еще про плюсы: город закупил 300 новых автобусов “ЛиАЗ”, мы - 50, другие перевозчики примерно столько же. Все это за счет субсидирования, которое по большей части было введено после внедрения дифтарифа. И в итоге люди ездят на новых низкопольных автобусах с кондиционерами. Мы, например, планируем закупить до декабря еще 200 автобусов. Помимо этого в договоре на субсидирование есть и ряд требований, касающихся качества обслуживания. А дифтариф - это один из инструментов, который регулирует эту сферу.

Кстати

Когда я готовила этот материал, то запросила у ТОО “Транспортный холдинг Алматы” - оператора системы электронного билетирования “Оңай!” - информацию о разнице в количестве трансакций и выручке, которую получили перевозчики, до и после 1 августа 2017 года. Она есть. Значительная. Судите сами.
Количество трансакций
Июль-2017 г. - 11 774 673.
Август того же года (сразу после внедрения дифтарифа) - 19 140 057.
Июль-2018 г. (прогнозно) - 23 740 702.
А вот еще для сравнения:
Май-2016 - 14 810 133.
Май-2017 - 15 812 110.
Май-2018 - 25 296 568.
Среднедневной пассажиропоток
До 1 августа 2017 г. - 481 734 человека.
После 1 августа 2017 г. - 786 773 человек.
За июль-2018 г. - 796 125 человек.
Месячный оборот перевозчиков (в тенге)
Июль-2016 г. - 590 231 040.
Июль-2017 г. - 711 813 970.
Август-2017 г. (сразу после внедрения дифтарифа) - 1 302 344 260.
Июль-2018 г. (прогнозно) - 1 442 443 469.
Как ни крути, а часть доходов все-таки вышла из тени. Другое дело, на что эти деньги расходовались раньше и куда идут сейчас.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Когда верстался номер, мне все-таки позвонил Ерлан Адилов. Но, к сожалению, у нас уже не было возможности отразить его комментарий в этом материале. Но мы обязательно расскажем о позиции акимата в одном из ближайших номеров.

Загрузка...
Астропрогноз
на 22 августа

Золотые слова

«- Если уже делаете тут какую-то показуху, сделайте бордюр, но зачем в траву класть асфальт. Это что, культура? Вот за это чиновников и ненавидит порой народ - за ваши безалаберность и безобразие.»

Александр ЛУКАШЕНКО, президент Белоруссии:
Вопрос на засыпку

В какой валюте вы держите свои накопления?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева