7661

Призрачные перевозчики

     У экибастузцев и гостей города шок - вместо комфортабельных автобусов Volvo, 20 лет возивших пассажиров по маршруту Павлодар - Экибастуз, теперь им предложено ездить на микроавтобусах с жесткими сиденьями без откидных спинок, багажного отделения и возможности купить билеты по Интернету. Но и это еще не все. Особенностью проведения конкурсов на междугородные перевозки в Павлодарской области в этом году стало участие в них автобусов - фейков, пришедших на смену реальным, отправленным в гараж.

- Это вообще какой-то нонсенс, - говорит начальник отдела ОО “Союз потребителей Павлодарской области” Юрий ПАВЛЕНКО. - Люди уже давно привыкли к комфорту и порядку, а теперь им предлагают высаживаться прямо на дороге, у магазина “Сказка”, потому что, как я выяснил, экибастузский автовокзал отказывается обслуживать эти микроавтобусы, так как они не продают билеты онлайн. Время в билетах указывается от фонаря. Микроавтобусы нарушают графики движения и отправляются не по расписанию, а по наполняемости. Нам пожаловалась бабушка из села Торткудук, которая три часа простояла на трассе под дождем в ожидании рейсового автобуса, который должен ходить по графику. Сумки с чемоданами людям советуют ставить “хоть на голову”. Мест, понятное дело, всем в маленьких автобусах не хватает и особо возмущенным предлагают идти 141 километр до областного центра или обратно пешком. Пользуясь ситуацией, экибастузские таксисты подняли цену за доставку в областной центр до 2000 тенге с пассажира. И вообще, микроавтобусы, которые сейчас обслуживают маршрут, по своему классу относятся к категории городских маршрутных такси и не могут эксплуатироваться в междугородных перевозках. Мы буквально засыпаны жалобами, а ведь их не было по этому направлению целых 20 лет.
Как выяснилось, управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Павлодарской области в этом году решило отстранить от участия в конкурсах по междугородным перевозкам крупнейшего перевозчика региона - ТОО “ПавлодарИнтерBus”. Речь идет о единственном предприятии в Павлодаре, которое имеет автобусный парк, необходимый для соблюдения установленного графика перевозок. У предприятия 36 современных автобусов Volvo, цеха по их обслуживанию, ремонту и содержанию, современное оборудование диагностики, высококвалифицированный технический персонал, деловые и коммерческие связи со шведскими дилерскими центрами, производителями запасных частей, комплектующих деталей для автобусов. В штате ТОО 263 человека, у которых за два десятилетия ни разу не было задержек зарплаты. Предприятие ни разу не привлекалось к какой-либо ответственности за нарушение своих финансовых, налоговых и производственных обязательств.
Обслуживается ТОО “ПавлодарИнтерBus” на автовокзале, которому нет аналогов в РК - в павлодарском ТОО “Автовокзалсервис”. Помимо системы продажи проездных билетов в режиме онлайн на этом автовокзале внедрена обратная продажа билетов с автовокзалов РК и Российской Федерации, диспетчерский пункт обеспечен средствами контроля за передвижением автобусов по всем маршрутам, которые осуществляются с автовокзала. Подобных программ и технических возможностей в отрасли пассажирских автомобильных перевозок в Казахстане пока больше нигде нет. Именно поэтому в ноябре 2017 года было пролонгировано действие разрешительных документов ТОО “ПавлодарИнтерBus” до 2027 года. Теперь же его автобусы простаивают в боксах, водители в вынужденных отпусках.
События развивались так. 12 февраля с жалобой на ТОО “Павлодар­ИнтерBus” о допускаемых нарушениях правил перевозок пассажиров и багажа обращается директор другого перевозчика - ТОО “Зеіин”. 20 февраля по этому обращению инспекция транспортного контроля по Павлодарской области начинает внеплановую проверку. 1 марта 2018 г. руководитель транспортного управления области Ермурат НУРХАНОВ расторгает с “ПавлодарИнтерBus” договор на обслуживание маршрута Павлодар - Экибастуз и требует вернуть все ранее выданные разрешительные свидетельства. 16 марта этот маршрут отдают… правильно, ТОО “Зеіин” с его микроавтобусами. 30 марта транспортная инспекция заканчивает проверку и приходит к выводу: “Доводы касательно использования ТОО автобусов, не указанных в свидетельстве на право обслуживания маршрута регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа Павлодар - Экибастуз, не подтвердились”.
20 июня 2018 г. в связи с “наличием в течение последних шести месяцев случаев досрочного расторжения договоров по причине неисполнения перевозчиком существенных условий договора” ТОО “ПавлодарИнтерВus” не допускается к участию в конкурсе на право обслуживания маршрутов на Астану, Усть-Каменогорск (через с. Таврическое) и Семей. 7 сентября по той же причине ТОО отказано в рассмотрении заявок на право обслуживания маршрутов в Семей (первый раз конкурс признан несостоявшимся), Усть-Каменогорск (через Шемонаиху) и Караганду.
Но у остальных перевозчиков для осуществления регулярных рейсов попросту не хватает автобусов. В результате проделывается интересный финт: одни и те же машины выставляются на разные лоты то одним, то другим перевозчиком под разными номерами. К примеру, согласно свидетельству под номером ПД000093 победителем конкурса от 20 июня по маршруту Павлодар - Астана становится ТОО “МежгорТранс-ПВ”, выставившее принадлежащий ему автобус с госномером 649 АЕ 14. Вслед за этим 20 августа автобус под номером 649 АЕ 14 переоформляется на ТОО “Зейін” и получает госномер 054 АП 14. 7 сентября ТОО “Зейін” выставляет автобус с госномером 054 АП 14 для участия в конкурсе по маршруту Павлодар - Экибастуз и, согласно свидетельству под номером ПД000182, тоже побеждает. И тот и другой конкурс разыгрывались на пять лет. Интересно, куда в итоге ходит автобус - в Астану от ТОО “МежгорТранс-ПВ” или в Экибастуз от ТОО “Зейін”?
- Примеров таких манипуляций, когда одни и те же автобусы значатся в разрешительных документах на совершенно различные маршруты, множество, - говорит президент ассоциации автовокзалов, автостанций, грузовых и пассажирских автомобильных перевозчиков Павлодарской области Кайрат МУСИН. - Конечно, нас беспокоит, что конкурсы по пассажирским перевозкам в области выигрывают фирмы, у которых нет для этого необходимого подвижного состава. Что они делают дальше? Вместо трех рейсов в день в ту же Астану совершают только один, заявляя, что у павлодарцев на столицу нет спроса. Ищут по объявлениям частников и привлекают их для работы на этих маршрутах. При этом понятно, что техническое состояние автобусов этих частников и квалификацию водителей отследить сложно. Мы много говорим о необходимости цифровизации как условии сегодняшнего экономического развития страны, и в послании главы государства об этом тоже сказано, но в итоге получается, что на местах внедрение новых технологий для чиновников ничего не значит.

Ольга ВОРОНЬКО, фото автора, Павлодар

Поделиться
Класснуть