5147

Оттенки серого

Чем серые дилеры автозапчастей отличаются от официальных? 

     На прошлой неделе в нашей газете было опубликовано интервью руководителя Союза независимого автобизнеса Казахстана Тимура ЖАРКЕНОВА, в котором он поделился своим мнением о проблемах с поставками запчастей на автомобили (см. “Кривое зеркало рынка”, “Время” от 27.9.2018 г.). Вокруг этой статьи развернулась большая дискуссия, в том числе в социальных сетях. Автовладельцы спорят, кто же виноват в том, что официальные дилеры продают детали по более высоким ценам, чем на автобазарах, и в чем причина растущего спроса на контрафактные, а также ворованные запчасти, те же автозеркала. Редакция решила выяснить позицию еще одной организации, объединяющей участников авторынка - Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ). На вопросы газеты “Время” ответила вице-президент АКАБ Анар МАКАШЕВА (на снимке).

- Давайте начнем с того, что правила ввоза запасных частей для автомобилей установлены в рамках Евразийского экономического союза, - объясняет Анар Макашева. - Сейчас есть три вида импорта деталей: официальные запчасти, дуб­ликаты и контрафакт, завезенный контрабандой. Так называемые серые дилеры заявляют о своем желании импортировать официальные запасные части, требуя при этом отменить запрет на параллельный импорт: дескать, товар приобретается на территории ЕАЭС, поэтому им можно торговать во всех странах союза. Но здесь идет подмена понятий: на самом деле отмена параллельного импорта им нужна для того, чтобы легально завозить в Казахстан любые запчасти под марками наиболее популярных пяти-шести автомобильных брендов. При этом никто не хочет нести ответственность за качество деталей, исправность автомобилей, на которые они будут установлены, наконец, за безопасность водителей и пассажиров. И в этом главное расхождение между позициями серых и официальных дилеров.
- Получается, если ты не можешь гарантировать качество детали, то не можешь ею торговать?
- Никто не запрещает торговать товаром, который легально завезен на территорию Казахстана с уплатой всех таможенных пошлин и налогов. Более того, ввозить запас­ные части какого-то конкретного бренда никем не запрещено. Для этого дилер должен иметь на руках либо договор поставки с владельцем товарного знака, либо аналогичный договор с официальным дилером, работающим на рынке Казахстана. То есть серый дилер может легко превратиться в официального, если вступит в деловые отношения с представителем автомобильного бренда. Но в этом случае продавец запчастей берет на себя обязательства. А вот это как раз и не устраивает серых дилеров. Но даже в этом случае нет ни одного органа, запрещающего торговать деталями для автомобилей. Просто продавец не должен использовать логотип того или иного бренда, потому что сам бренд не может нести ответственность за качество детали, о происхождении которой он ничего не знает.
- То есть все упирается в желание или нежелание нести ответственность за качество запчасти?
- Да, и это очень важный момент. Для чего автопроизводитель открывает в каждой стране свой авторизованный сервис? В первую очередь для удобства авто­владельцев. Автомобиль - это сложный механизм, за которым нужно внимательно следить. При этом в каждом автомобиле выходят из строя какие-то узлы. И очень важно заменить их на оригинальные детали, за качество которых отвечает производитель. Причем бывает, что в рамках гарантийного обслуживания сертифицированный сервис бесплатно меняет дорогостоящие узлы: коробки передач, двигатели. Стоимость такого узла может достигать нескольких миллионов тенге. И это как раз означает, что автопроизводитель и его официальные представители отвечают за качество запасных частей. При этом нередко происходят случаи, когда автомобиль, приобретенный в автосалоне, выходит из строя из-за купленной на базаре запасной части неизвестного происхождения. А претензии клиент предъявляет официальному дилеру! Ваша газета, кстати, об одном из таких случаев писала. Человек купил машину не в салоне, а у другого водителя. Неизвестно, как эксплуатировали авто и где обслуживали. А когда машина вышла из строя, он подал в суд на официального дилера. Суд, разумеется, проиграл. Но если бы автомобиль обслуживался только в авторизованном сервисе, то официальный дилер нес бы ответственность за качество установленных деталей и выполненных работ.
- Хорошо, с этим разобрались. Но все-таки непонятно, почему официальные дилеры активно поддерживают запрет на параллельный импорт? Пусть серые дилеры и не несут ответственности за качество запчастей, но, если им разрешат их ввозить, цены на детали пойдут вниз. А автовладельцы пусть сами решают, где покупать тормозные колодки и все остальное.
- Я уже говорила, что речь идет о подмене понятий. На самом деле отмена запрета на параллельный импорт нужна некоторым игрокам на рынке, для того чтобы завозить в Казахстан абсолютно любые зап­части, в том числе контрафакт, на автомобили наиболее популярных марок пяти-шести брендов. И сейчас в страну ввозят огромное количество поддельных запасных частей, причем лепят на коробки логотипы самых популярных брендов, но делают это либо нелегально, либо полулегально. При этом в Казахстане пока нет механизма, с помощью которого можно было бы отличить настоящую запчасть от поддельной. Нет органа, который мог бы проводить исследования и давать заключения, хотя государство работает в этом направлении, чтобы исправить ситуацию. Поэтому зачастую под видом настоящей запчасти на рынке продают контрафакт, происхождение которого неизвестно. Вы привели очень хороший пример с тормозными колодками - на рынке сейчас изобилие якобы настоящих колодок неизвестных производителей. Нужно понимать, что поддельные колодки могут вывести из строя всю тормозную систему и в какой-то момент ваша машина просто перестанет останавливаться, что может привести к ДТП, травмам или даже к гибели людей. А чтобы ввозить подделки официально, некоторые дилеры и требуют отмены запрета на параллельный импорт. В этом случае они и дальше будут привозить в страну запчасти неизвестных производителей, но зато смогут официально продавать их под логотипами известных брендов. То есть под видом борьбы с запретом на параллельный импорт наш рынок хотят превратить в один большой базар фейков, который никем не контролируется.
- Почему же сейчас, когда действует запрет на параллельный импорт, на нашем рынке так много контрафактных запчастей?
- К сожалению, на границе тоже нет прямых механизмов защиты от контрафакта, хотя его уже разрабатывают. Возьмем простой пример с ввозом шин. Растаможить их стоит, например, 25 процентов от стоимости, но при этом растаможить колесо в сборе, то есть шину плюс диск, обходится гораздо дешевле: допустим, 5 процентов. Недобросовестные импортеры шин декларируют колесо в сборе, а внутрь покрышек ставят деревянные штуки, внешне напоминающие диск. Это позволяет растаможиваться по низким ставкам, после чего деревяшки выкидывают, а продают лишь шины. Это, конечно, контрабанда. Просто в Казахстане нет механизма, как отследить эту контрабанду. Запчасти можно возить мешками, не штучно, причем даже без досмотра. Никто не смотрит, действительно ли это алюминиевый диск или деревянный муляж. А компанию начинают досматривать лишь после того, как один раз поймали ее на нарушениях. При этом легального механизма досмотра импортных запасных частей у нас тоже нет. Вот вам еще один аргумент, почему запрет на параллельный импорт нельзя отменять: только официальные дилеры берут на себя ответственность за ввезенные запасные части. И если они ввозят шины, то и растаможивают их как шины, а не как колеса в сборе с деревянными вставками.
- Главная претензия к официальным дилерам - они торгуют очень дорогими зап­частями.
- Да, и обычно добавляют, что на базарах все продается гораздо дешевле. Но давайте посмотрим, какие платежи есть у официальных дилеров. Официальный дилер никогда не занижает стоимость товара при импорте. Он покупает у производителя, и есть много механизмов для контроля, например валютное регулирование. А вот те, кто работает всерую, могут занизить стоимость продукции, чтобы заплатить меньше налогов. Кроме того, поскольку официальные дилеры - это крупные компании, то в стоимость каждой детали надо добавить 32 процента - это КПН плюс НДС. Если товар ввозить не из стран ЕАЭС, то прибавьте сюда же таможенные пошлины. А вот серые дилеры работают, по большей части, как индивидуальные предприниматели. При низком обороте они не платят НДС, у них остается только налог в 3 процента. И зачастую таким компаниям проще зарегистрировать несколько ИП, чтобы уходить от уплаты НДС и КПН. Ну вот и сравните разницу: один платит за шину 5 процентов таможенную пошлину плюс 3 процента от оборота. А другой платит за растаможку 25 процентов от стоимости покрышки плюс еще 32 процента в виде налогов. Все это впоследствии входит в конечную стоимость детали. В ту же стоимость можно добавить другие постоянные расходы. Это содержание штата сотрудников, их обучение, маркетинг, строительство или аренда складов и сервисных центров. И это мы еще не обсуждаем товары, завезенные в страну контрабандой. Там вообще нет никаких налогов и сборов. Ну и у кого запчасть будет дешевле?
- При этом серые дилеры говорят о том, что в таких условиях они обречены на вымирание.
- Это не так. Я уже говорила, что серый дилер легко может стать официальным: ввозить и торговать запчастями абсолютно легально. Есть и второй вариант: не пытаться обманывать клиентов, продавая им якобы оригинальные запчасти неизвестного происхождения. Достаточно признать, что торгуешь дубликатами. Это тоже часть легального рынка, где есть крупные и мелкие игроки. Причем, насколько я понимаю, все они процветают. Просто люди честно говорят: эта запчасть может подойти на ваш автомобиль, поскольку выпущена на том же заводе, где выполняют заказы автопроизводителя, а может не подойти. Честность - вот главный дефицит в нашем автобизнесе. Когда все будут работать честно и прозрачно, рынок сам отрегулирует цены на запчасти, и недобросовестные дилеры будут вынуждены его покинуть. Я уверена, что рано или поздно так и будет.

Михаил КОЗАЧКОВ, фото с сайта АКАБ, Астана

Поделиться
Класснуть