6841

Мимо базы

По самым скромным подсчетам, теневой доход “помогаек” в автоЦОНах Алматы достигает 3 миллионов тенге в день

     Оперативные сводки антикоррупционной службы красноречиво свидетельствуют: в коридорах автоЦОНов страны буйным цветом расцветает мздоимство. В одном случае борцы с коррупцией демонстрируют нам кадры оперативного видео из Караганды, где “помогайка” на территории спецЦОНа по оформлению автомототранспорта уверенно заявляет: “Присутствие автовладельца необязательно, достаточно представить лишь удостоверение личности человека, на которого нужно оформить машину...” В другом случае охранник автоЦОНа Тараза гарантирует автолюбителю оформление без очереди и прочей волокиты. Цена вопроса смехотворная - 15 тысяч тенге. Более того, за такую же мзду рядовой охранник может помочь восстановить просроченные либо утерянные водительские права. О безграничных возможностях директора любого автоЦОНа в стране и работающих там офицеров полиции можно лишь догадываться...

Таких фактов по стране сотни. На просторах Интернета легко можно найти “помогаек”, которые на месте решат все вопросы. Знающие люди говорят: только в Алматы посредники в автоЦОНах и их покровители имеют навар до трех миллионов тенге в день! Нам предлагается широкий спектр услуг: от получения зеркального госномера и водительских прав до автомобильной страховки и техосмотра.
…Каждый, кто хоть раз переступал порог алматинского автоЦОНа, слышал, как из динамика громкий механический голос призывает казахстанцев отказаться от криминальных услуг “помогаек”, а если те навязчиво пристают, незамедлительно сообщать в колл-центр антикоррупционной службы по телефону 1424. Это радиообращение включается, как только открываются двери госучреждения, и замолкает лишь после завершения работы. Казалось бы, наглядная агитация и пропаганда. Но…
Ежедневно на территории автоЦОНа и перед главным входом выстраивается длинный живой коридор из бойких татешек, балашек и кыздараек, которые, перекрикивая радио, наперебой предлагают оформить страховку и пройти техосмотр. И если оформление страхования автомобиля занимает определенное время, то диагностическую карту прохождения техосмотра вам принесут всего за пять минут - ровно столько времени нужно “помогайкам”, чтобы внести в компьютер фиктивные данные на машину и распечатать карту. Конечно, это очень удобно, но чревато последствиями.
Во-первых, далеко не всегда левый техосмотр вносят в базу данных комитета административной полиции (КАП) МВД и его региональных подразделений. А это значит, что любители левого ТО нарушают закон. Во-вторых, в случае ДТП потерпевшему вряд ли удастся получить страховую выплату ущерба от виновника аварии - левый техосмотр противоречит статье 616 Административного кодекса РК, а значит, не будет учитываться при оформлении аварии и в последующем судебном разбирательстве. В-третьих, авария может оказаться смертельной - и тогда виновного привлекут уже к уголовной ответственности. И опять же одним из пунктов обвинения послужит совершение ДТП на авто, не прошедшем технический осмотр. Словом, перечислять все минусы незаконного прохождения ТО не хватит пальцев рук…
Чтобы найти таких дельцов, не нужно быть опытным борцом с коррупцией или, скажем, профессиональным жолполовцем. Покатавшись в минувшие выходные по мегаполису и окрестностям, автор этих строк без труда нашел десятки пунктов прохождения технического осмотра: одни расположились на автомойках, другие - с торца гостинично-ресторанного комплекса, третьи - и вовсе в закутке, куда вряд ли вместится все оборудование, необходимое для проведения ТО. А цены какие привлекательные - от 2000 тенге! Для сравнения: одна фирма, профессионально занимающаяся проведением техосмотра десятки лет, берет по самому минимуму -
3100 тенге за осмотр легкового авто. Ниже - уже себе в убыток. А некоторые предприимчивые дельцы предлагают своим клиентам оформить у них страховку и получить техосмотр в подарок. Бывалые гаишники наверняка воскликнут в сердцах: эх! Раньше права и автомобильные номера дарили, теперь карту техосмотра дарят…
А ведь проведение технического осмотра автотранспорта - требование закона “О дорожном движении”, в котором расписаны все нормативные и специальные требования для организаций и физических лиц, специализирующихся на проведении ТО. Помимо прочего в этом документе говорится: “Обязательный технический осмотр проводится операторами, включенными уполномоченным органом в области транспорта и коммуникаций в реестр операторов технического осмотра...” Сомневаюсь, что данные левых техосмотрщиков внесены в этот реестр.
Что касается целей техосмотра, то и тут все предельно ясно: предупреждение дорожно-транспорт­ных происшествий, обеспечение безопасности эксплуатации транспортных средств (ТС) и снижение вредного воздействия использования этих самых ТС на окружающую среду - всего шесть пунктов, среди которых есть даже раздел, связанный с военным положением в стране. Вот как все серьезно!
А тут чуть ли не в подворотнях торгуют диагностическими картами, которые, надо отметить, разлетаются как горячие пирожки с лотка! Ведь штраф за непройденный техосмотр “весит” более 12 тысяч тенге. Естественно, проще отдать пару тысяч леваку. Мы не ставим под сомнение законность деятельности многих компаний (в том числе частников), занимающихся этим. Но существуют десятки (если не сотни) левых тэоошек и ипэшников, работники которых направо-налево штампуют диагностические карты, подтверждающие прохождение ТО. На первый взгляд такие карты практически ничем не отличаются от настоящих: то же фото автомобиля с государственными регистрационными номерами, годом выпуска, номером техпаспорта и прочими параметрами. Тут же фамилия эксперта и его подпись. Отличие разве что в единственном нюансе: официальная диагностическая карта вносится в единую информационную систему техосмотра www.eisto.kz, а левую в эту базу, как правило, не вносят.
Подпольщикам же это невыгодно. Почему? Во-первых, засветившись в базе, они должны будут показать свои доходы и внести обязательные платежи в казну. Кроме того, нужно будет платить официальную зарплату с соцпакетом работникам - попробуй-ка с двух тысяч тенге покрой все эти расходы! Поэтому в том же авто­ЦОНе нередко можно видеть разгневанных автолюбителей, когда они снимают машину с учета. Диагностическая карта вроде бы на руках, но в базе-то ее нет. В таком случае доказать сотруднику регистрационно-экзаменационного отдела (РЭО) КАП МВД, что техосмотр пройден, невозможно в принципе. А это значит, что офицер попросту не снимет машину с учета и уж тем более не зарегистрирует ее. Вот и приходится таким любителям халявы по-новому проходить официальный ТО, платить за эту процедуру, а потом еще и штраф погашать за непройденный техосмотр. Как говорится, скупой платит дважды…
Во-вторых, против левого ТО играет экологический фактор. Если при законной диагностике вашего железного коня диагностируются все дефекты, которые необходимо устранить, прежде чем выехать на городские улицы, то подпольный техосмотр такие косяки не выявляет - всего за пять минут проверить техсостояние машины нереально. Каждый день на улицах города мы видим, как из выхлопных труб некоторых машин валит черный дым (в их числе и пассажирский транспорт южной столицы). С виду блестящая иномарка, а дымит, словно какой-нибудь древний трактор на сенокосе в ауле... А сколько автомобилей буквально на ровном месте теряют передние колеса? Диагноз банален: вырвало шаровую опору. А первопричина - левый техосмотр...
Сотни, если не тысячи автомобилей колесят по улицам мегаполиса с неработающими фарами, немигающими поворотниками, нефунк­ционирующими дворниками, с проваленной педалью тормоза. Не счесть на дорогах ласточек с проржавевшими крыльями, порогами, днищем. На таких наши лихие джигиты не просто катаются, а еще и умудряются таксовать, подвергая реальной опасности и себя, и пассажиров. И это видят все: чиновники городского акимата, сотрудники дорожно-патрульной службы, работники экологических подразделений. Но, как говорится, видит око, да зуб неймет…
…А в автоЦОНах все так же шустрят вечные “по­могайки” под аккомпанемент антикоррупцион­ных “матюгальников”. Напрашивают­ся два классических вопроса. С первым - кто виноват? - все вроде бы ясно. Но ведь и для ответа на второй - что делать? - не надо иметь семи пядей во лбу. Достаточно взять в оперативную разработку всех “помогаек” и отследить их нехитрый путь - от заманчивого предложения быстро пройти техосмотр до конечного пункта диагностики где-нибудь на заднем дворе придорожной харчевни. Нетрудно - при желании, разумеется, выследить и тех, кто стоит за этим левым бизнесом. Ведь всяких технических и оперативных возможностей для этого у антикоррупционной службы хоть отбавляй. А дальше - довести дело до суда, громкого и публичного, чтобы другим неповадно было…
Вот тогда - чем черт не шутит! - довольны будут все: и безлошадные, и автомобилисты, и вечно озабоченные экологи. Даже алматинский градоначальник, мечтающий сделать из южной столицы рай для пешеходов, поймет: автомобиль не роскошь, а средство передвижения.

НАШИ ЦИФРЫ

Прейскурант средних расценок на ТО в Алматы:
- мотоциклы - 1650 тенге;
- легковые (объем двигателя до 3000 куб. см) - 3100 тг.;
- легковые (свыше 3000 куб. см) - 3250 тг.;
- прицепы легковые - 1650 тг.;
- прицепы грузовые - 3500 тг.;
- микроавтобусы (до 13 посадочных мест), грузовые (до 3,5 тонны), мини-вэны, внедорожники - 3850 тг.;
- автобусы (свыше 11 посадочных мест) - 4500 тг.;
- грузовики - 5650 тг.

ДОСЛОВНО

Алик ШПЕКБАЕВ, председатель Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции:
“Так называемые “помогайки”, то есть посредники в автоЦОНах, дискредитируют власть. Деятельность таких добровольных помощников необходимо остановить...”

Тохнияз КУЧУКОВ, фото автора и с интернет-ресурсов, Алматы

Вместо P. S. С 1 января по 30 сентября 2018 года сотрудники ДВД Алматы выявили 3194 автовладельца, не прошедшего техосмотр. Нарушителям выписан штраф на общую сумму 27 807 812 тенге. Еще 88 121 181 тенге придется выплатить 31 693 водителям, чьи авто загрязняли окружающую среду.

Поделиться
Класснуть