3968

Давайте всё по-честному, без обмана

     Пора прекращать безнаказанность фальсификаторов - уверен председатель общественного объединения “САПА” Алиакпар МАТИШЕВ (на снимке).

- При таком положении вещей у нас никогда не будет бренда, которым мы могли бы гордиться. Сейчас в рамках поддержки отечественного производителя бизнесменам создаются максимально благоприятные условия, которые… губят их.
Алиакпар возглавляет общественное движение по защите прав потребителей, которое регулярно проводит независимые проверки и находит фальсификаты среди самых популярных марок продуктов.
Сразу стоит оговориться: фальсификат - это не всегда отрава, иногда это просто нечестность. Например, молоко вовсе не той жирности, которая обозначена на этикетке, либо восстановлено с добавлением растительных жиров, о чем производитель скромно умалчивает.
Минувшей зимой общественное объединение “Сапа” провело проверку молочной продукции, выявив массу подобных несоответствий. Общественность пошумела, но ситуация не изменилась. Теперь борцы за качество взялись за колбасные изделия. Причем обнаружили, что в продукции, заявленной как халяль, то есть соответствующей религиозным требованиям, возможно найти ДНК свинины. Это означает, что покупателя обманывают.
- Есть очень простой механизм для стимулирования честности и добросовестности производителя, - говорит Алиакпар. - Отлучать от грантов, субсидий и господдержки тех, чья продукция не выдерживает проверки, кто попал в черный список. Мы видим, что нарушения не единичные, а носят системный характер, то есть это уже принятая практика. И считаю, что неправильно, когда деньги налогоплательщиков поддерживают бизнес обманщиков.
- Вы уже год пытаетесь проводить независимый мониторинг продукции питания в Казахстане. А что делают государственные службы, которые обязаны следить за качеством продуктов?
- Вообще государственные деньги расходуются нерационально - полный анализ молока стоит 80 тысяч тенге, но выводы о качестве продукции можно сделать по двум-трем показателям и заплатить за это чуть больше пяти тысяч. Вместо этого бюджет разбазаривается в своих же подведомственных лабораториях. И происходит даже на этом уровне лоббирование интересов наших бизнесменов. Ведь казахстанские производители любят жаловаться, как им трудно работать, у них небольшой рынок сбыта и мешает импорт, просят защитить от иностранных конкурентов. В последнее время все проверки государством проводятся лишь в отношении завозимой продукции. Отечественный же продукт не проверяется, и даже если обнаруживаются нарушения, то все спускается на тормозах. Но конкуренция должна быть на уровне производства качественной продукции, честного указания ее составляющих, а не в том, чтобы ставить подножки зарубежным производителям, включая административные ресурсы. Для меня как для потребителя важны безопасность, качество, цена, а не вопросы патриотизма. По сути, наши производители попросту атрофируются в такой обстановке, и их продукция становится все более неконкурентоспособной. Вспомните, какие продукты питания являются нашим брендом, идут на экспорт, предлагаются иностранным гостям? Мы сами создали такие условия, что отечественный продукт становится все хуже. Мы отправили письмо в Министерство сельского хозяйства и рассказали об этих проблемах. Посмотрим, будет ли поддержана наша инициатива, начнется ли честная борьба за потребителя.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, фото предоставлено Алиакпаром МАТИШЕВЫМ, Алматы

Поделиться
Класснуть