7190

Не суетятся под клиентом

МВД призывает казахстанцев заранее зарегистрировать мобильные телефоны, но операторы связи не очень-то к этому готовы

     До того момента, когда абоненты незарегистрированных телефонов будут отключены от услуг связи, осталось всего 66 дней. А на проблемы с регистрацией и перерегистрацией мобильных устройств казахстанцы жалуются уже сейчас. Не встретим ли мы Новый год без связи?

Похоже, этого ажиотажа опасается и само МВД. На днях официальный представитель ведомства Алмас САДУБАЕВ распространил сообщение: “Полиция рекомендует заранее зарегистрировать мобильные телефоны. С 1 января 2019 года вступают в действие правила по обязательной регистрации абонентских устройств мобильной связи по схеме: IMEI-код + SIM-карта + ИИН лица. Незарегистрированным абонентам услуги связи оказываться не будут. В этой связи гражданам необходимо зарегистрировать свои устройства связи до конца текущего года. Во избежание большого ажиотажа в филиалах операторов сотовой связи рекомендуем позаботиться о процедуре регистрации заблаговременно”.
МВД поспешило успокоить казахстанцев, опасающихся, что за ними теперь установится тотальная слежка, ведь мы практически не расстаемся со своими гаджетами. “Проведение негласных следственных действий по-прежнему будет возможно только при получении соответствующих разрешений от компетентных органов. Деятельность операторов сотовой связи строго регламентирована рядом нормативно-правовых актов, - пояснил Садубаев. - При этом приоритетным является вопрос защиты служебной информации и персональных данных абонентов, гарантированной законодательством страны”.
Призыв МВД как можно скорее регистрировать мобильники вполне оправдан: органы правопорядка по-своему хотят предотвратить возможные столкновения и давку в очередях, которых, скорее всего, не избежать.
Вот вам яркий пример. Один наш читатель (по его просьбе не называем имени) получил свежее сообщение от своего оператора связи: “Регистрация и перерегистрация мобильных номеров Beeline больше не требует визита абонентов в офис обслуживания. Теперь, чтобы оформить номер на себя, достаточно заполнить специальную анкету на сайте сотового оператора и приложить скан удостоверения личности. В течение дня менеджеры рассмотрят заявление и, если оно было составлено без ошибок, зарегистрируют номер на заявителя”.
Будучи законопослушным гражданином, читатель решил сделать все как положено, чтобы перерегистрировать телефон со своего имени на имя жены. Он строго следовал инструкции от компании: сначала заполнил на сайте оператора связи предложенный бланк по перерегистрации. Заявку приняли, при этом написали, что вышлют SMS-сообщением код, который в течение 5 минут (!) после получения нужно отправить также SMS-сообщением на указанный номер, иначе заявка аннулируется. Разумеется, человек не успел ввести код и отправить. Однако только на следующий день пришло SMS-сообщение об… отказе в перерегистрации! Нашему читателю предложили вместе с женой прийти в офис, чтобы перерегистрировать телефон на ее имя. Помня железное правило “клиент всегда прав”, в пору задаться вопросом: неужели трудно период введения и отправки SMS-сообщения продлить до одного часа? Ведь человек может просто физически в течение пяти минут не успеть ввести код. А если компания требует от абонентов сиюминутной регистрации, то почему же сама извещает их о неудаче лишь на следующий день?
Подчеркнем: мы описали случай с близкими родственниками, живущими в одной квартире. А что делать тем, кто проживает в разных городах и населенных пунктах? Как им посещать офисы оператора одновременно, находясь в разных географических точках?
Почему бы не добавить всего лишь одно звено в систему перерегистрации - отправить тем же SMS-сообщением вопрос нынешнему владельцу телефона: “Такой-то абонент просит на его имя перерегистрировать ваш номер/телефон. Вы согласны?” В ответ надо только будет послать SMS “да” или “нет”. Ведь нетрудно же автоматизировать этот процесс!
Однако вместо этого в самой компании на этот случай отреагировали формальной отпиской: “Beeline постоянно работает над тем, чтобы сервис был простым и удобным. В данный момент на сайте мы запустили процедуру перерегистрации номера владельца без обязательного визита в офис. Абонент может заполнить специальную онлайн-форму на официальном сайте компании. SMS-подтверждение в течение пяти минут обусловлено техническими возможностями Сети. Наши службы работают над тем, чтобы сделать этот процесс удобнее, однако требуется немного времени на отладку и тестирование”.
Заметим: другие сотовые операторы вопрос перерегистрации по удаленному доступу (то есть через сайты или мобильные приложения) пока оставили без ответа. А ведь времени до часа Х все меньше и меньше...

Как зарегистрировать IMEI-коды мобильных устройств?

Абонентам Beeline:
1) Отправить свой ИИН (12 цифр) на короткий номер 6914 с номера Beeline.
2) Набрать команду *691# и следовать инструкциям.
3) Позвонить на короткий номер 6914. График работы: с 9.00 до 1.00
4) Отправить ИИН в приложении “Мой Beeline”.
5) Через терминал оплаты QIWI при пополнении баланса. При оплате услуг Beeline на экране терминала появится окно с предложением пройти процедуру. Для этого нужно ввести абонентский номер и ИИН, регистрация произойдет автоматически. Коррект­ность своей регистрации можно проверить по команде *835#. Кстати, Beeline рассылает SMS только с номера 6914.
6) Пожилые люди или люди с ограниченными возможностями, а также проживающие в отдаленных районах могут зарегистрировать свое устройство на свой ИИН через почтальона.
Абонентам Теле2:
1) По словам пресс-службы компании, первый этап регистрации уже идет - без беспокойства абонентов. То есть телефоны регистрируют сами представители компании, потому как большая часть номеров зарегистрирована на имя клиентов, и это позволяет им удаленно считывать IMEI-код.
2) Тем абонентам, у кого данные зарегистрированы не в полном объеме, в ближайшее время только планируют (!) разослать SMS с просьбой зарегистрировать свое устройство. Для регистрации будут использованы все средства связи - SMS, мобильное приложение, онлайн-регистрация через веб-сайт. Когда это будет происходить, пока неизвестно.
Абонентам Kcell:
В Kcell еще в августе сообщили, что технически они будут готовы к регистрации IMEI-кодов в десятых числах сентября и коммуникацию начнут в этот же период. Однако первое правило регистрации этой компании появилось только во второй половине октября. Вот оно: абоненту, чей номер зарегистрирован на него, нужно отправить SMS с ИИН на короткий номер 6006 или набрать команду *660#. После этого откроется поле, в которое нужно ввести ИИН и нажать кнопку “Отправить”. Пока это все, что может сообщить компания.

Комментарий в тему
Игорь КАСЬЯНОВ, IT-специалист:

- Специалисты Центра анализа и расследования кибератак (ЦАРКА) неоднократно говорили о том, что узнать ИИН любого человека не составляет труда, и дело, собственно говоря, не в ИИН. В МВД же считают, что IMEI-код не позволяет идентифицировать владельца устройства, и чтобы это исправить, нужна привязка IMEI-кода устройства к ИИН и номеру абонента. По их далеко идущим планам эта норма регистрации должна помешать карманным ворам, террористам и экстремистам, которые используют несколько телефонов и SIM-карт, чтобы замести следы.
Несколько лет назад у моей супруги на рабочем месте украли смартфон. Мы вызвали полицию, написали заявление о краже. Предоставили все необходимые документы о покупке, в том числе и пресловутый IMEI. Спустя некоторое время “джентльмена удачи” поймали. Как выяснилось, это была не единственная его кража. При нем нашли более десятка смартфонов всех мастей, владельцы которых даже не заявляли о пропаже. При этом задержанный сам указал, где, как и при каких обстоятельствах он подрезал гаджеты и кому сплавлял награбленное. В итоге телефоны вернули всем, кроме моей жены. То есть наличие IMEI никак не повлияло на поиск устройства.
А теперь давайте выясним, почему полицейские не смогли найти телефон супруги. Первый, самый простой вариант: телефон могли отправить в соседнюю страну - так сказали в самой полиции во время следствия. Но есть и другой вариант: на просторах Интернета существует достаточное количество программного обеспечения, с помощью которого можно изменить IMEI. Не факт, что при этом телефон будет нормально работать, но ведь можно! Программное обеспечение для изменения IMEI доступно всем желающим, достаточно прочитать инструкцию к программе. Получается, что IMEI не дает гарантии ни найти его, ни определить оператору устройство, с которого экстремист и террорист заметает следы, учитывая, что SIM-карты можно купить в любом маленьком магазине. Так что привязка к ИИН и номеру абонента не решит проблему.
Тому вору присудили выплатить сумму ущерба и отправили в очередной раз мотать срок. Спустя пару лет к нам пришло заказное письмо, в котором сообщалось: осужденный досрочно освобожден в связи с 25-летием независимости Республики Казахстан. А в результате того, что у осужденного нет недвижимости и всего прочего, дело о возмещении ущерба закрыто.
Разработчики приказа о регистрации IMEI-кодов гордо сообщали: они, мол, учли положительный опыт Великобритании, Турции, Азербайджана и Украины. Я понимаю, что мы стремимся у других стран взять все самое лучшее, но ведь не с того начинаем.

КСТАТИ

- IMEI-код (International Mobile Equipment Identity) - международный идентификатор мобильного оборудования. Его можно найти на задней крышке сотового телефона, на коробке от устройства либо при вводе команды *#06# (и кнопка вызова).
- Каждый из слотов (место, куда вставляется SIM-карта) двухсимочного телефона имеет свой IMEI. Соответственно, каждый IMEI телефона должен быть зарегистрирован. Для этого достаточно переставить SIM-карту в соседний слот и пройти процедуру любым из доступных способов. Если в двухсимочном абонентском устройстве используется только один номер, то все равно придется регистрировать все коды в устройстве с указанием ИИН и абонентского номера.
- Если в одном телефоне два номера разных сотовых операторов, допустим, один Beeline, другой - Теле2 или Kcell, то абоненту нужно будет регистрировать устройство у двух операторов.

 Екатерина ТИХОНОВА, фото Романа ЕГОРОВА, Алматы

Вместо P.S. Анализируя имеющуюся на сегодня процедуру регистрации IMEI-кодов мобильных устройств, можно сделать два неутешительных вывода. Первый: если абоненты и готовы к регистрации сотовых телефонов (судя по звонкам в редакцию и вопросам всех окружающих меня людей), то операторы связи - не очень. Все происходит только в планируемом будущем или в настоящем, но с техническими ошибками, на исправление которых уходит больше времени, чем на саму процедуру регистрации. То есть разрекламированный сервис сотовых компаний не продуман до конца. Отсюда вывод второй: операторы связи не выполнили решение правительства обеспечить безболезненную для граждан процедуру регистрации/перерегистрации телефонов, и это при том, что приказ об утверждении правил регистрации абонентских устройств сотовой связи появился 23 мая, а сами правила были утверждены уже 14 июня 2018 года в Министерстве юстиции.

Поделиться
Класснуть

Свежее