4061

Курортная зона вне закона?

     Строительство горного курорта в урочище Кок-Жайляу невыгодно с экономической точки зрения и приведет к экологической катастрофе. Об этом заявили на прошедшей в Алматы пресс-конференции противники проекта.

Дело в том, что завтра, 4 ноября, в 10.00 в гостинице “Казахстан” состоятся общественные слушания по проекту строительства курорта, а именно по предварительной оценке воздействия на окружающую среду (предОВОС). По словам активистов, они обратились к организаторам мероприятия с просьбой дать им возможность выступить с докладами, но получили отказ: регламент предусматривает выступления разработчиков, а общественности разрешено будет высказаться только в прениях, причем на каждого человека отводится не боле трех минут.
Кроме того, организаторы заявили, что дадут участникам слушаний возможность высказаться исключительно по предОВОС, а остальные аспекты - экономический, социальный, юридический - обсуждаться не будут. Поэтому активисты, опасаясь остаться неуслышанными, собрали пресс-конференцию, на которой изложили свою точку зрения. В частности, они заявили, что у разработчиков проекта большие проблемы с памятью: материалы предОВОС разрабатывались на горный курорт, хотя в договоре о госзакупке ТЭО и других документах значится горнолыжный курорт - а это два разных объекта.
- Горный курорт - это, по сути, объект массового туризма в горной местности, - сказал председатель экофорума общественных организаций Казахстана Вадим НИ. - А горнолыжный курорт - это технически гораздо более сложный объект, требующий серьезной экспертизы в области проектирования. Важно отметить, что закон о госзакупках запрещает вносить в заключенный договор о госзакупках изменения, которые направлены на снижение качества поставляемых услуг или работ. Эта норма направлена на то, чтобы предотвратить коррупционную практику. Представьте, что кто-то выиграл тендер по заниженной цене, а потом в договор внесли изменения, и товар, услуга или работа приведены в соответствие с заниженной ценой. Закон запрещает такую практику. Могло ли управление туризма и внешних связей пойти на внесение изменений в договор о госзакупках? В принципе, могло, но, думаю, это маловероятный сюжет. Еще менее вероятно, что произошла замена договора, потому что это уже уголовное преступление. Скорее всего, ТОО “Almaty mountain resort” представило ТЭО и предОВОС не в соответствии с договором о госзакупках. То есть закуплено было одно, а поставлено другое. Соответственно, мы имеем дело с нелегитимными документами: нелигитимное ТЭО, нелегитимная предОВОС и, соответственно, нелегитимное принятие решения.
По мнению участников пресс-конференции, проект также не соответствует нормам международных конвенций (Орхусской конвенции, Конвенции о всемирном наследии и Конвенции о биологическом разнообразии) и нацио­нального законодательства.
- Предварительная оценка воздействия на окружающую среду должна делаться на самом раннем этапе планируемой хозяйственной деятельности, когда открыты все возможности для участия общественности и когда открыты все варианты вплоть до нулевого, то есть отказа от хоздеятельности, - говорит руководитель экологического общества “Зеленое спасение” Сергей КУРАТОВ. - Но о чем можно говорить сейчас, когда на Кок-Жайляу уже построена подстанция, выведено 1000 гектаров земли из состава Иле-Алатауского национального парка, идет строительство канализации, истрачены огромные деньги?! То есть эти документы можно назвать как угодно, но только не предварительной оценкой воздействия на окружающую среду. Возникает вопрос: тогда зачем они сделаны? Наверное, для того, чтобы отпустить грехи заказчикам, допустившим нарушения казахстанского законодательства и международных конвенций.
По словам противников строительства курорта, разработчики превысили ими же самими установленный бюджет: в начале лета директор ТОО “Almaty mountain resort” Наиль НУРОВ на презентации новой концепции курорта сообщил, что проект будет стоить не более 200 миллионов долларов, однако сводный сметный расчет, согласно ТЭО, составляет 89,5 миллиарда тенге, или 230 миллионов долларов. Кто-то может сказать, что 30 миллионов долларов - это мелочи, однако нелишне вспомнить, что это бюджетные деньги, которым можно было бы найти лучшее применение. Например, пустить эти средства на дальнейшее приведение города в порядок. Причем сделать можно было бы немало, говорят спикеры, приводя в пример реконструкцию ул. Панфилова, Кабанбай батыра, Гоголя, Толе би и пр. Жибек жолы, стоившую 8 миллиардов тенге.
Что касается непосредственно воздействия будущего курорта на окружающую среду, то, по мнению противников проекта, оно будет катастрофическим - это загрязнение воздуха, уничтожение краснокнижных растений, нарушение привычного ареала обитания животных и т. д. Вызывает у активистов тревогу и создание искусственного озера объемом 800 тысяч кубометров, которое ко всему прочему будет располагаться прямо на тектоническом разломе. Да и само по себе строительство в горной местности может повлечь за собой формирование осыпей, усилив тем самым селе- и лавиноопасность.
Кстати, к такому же мнению пришел и доктор географических наук, доцент кафедры физической географии и ланд­шафтоведения МГУ им. Ломоносова Александр ХОРОШЕВ, который сделал экспертное заключение на предОВОС.
“В случае реализации проекта потребуется большой объем дорогостоящих мероприятий по защите поселений от новых рисков геодинамических процессов, связанных с селеопасностью, сейсмоопасностью, паводками”, - говорится в заключении. “В случае создания курорта неизбежный рост транспортного потока в долине Малой Алматинки повлечет необходимость расширения дороги Алматы - Медеу, что возможно исключительно за счет снижения лесопокрытой площади водоохраной зоны и сокращения ее позитивного вклада в защиту от селевой опасности и поддержания качества стока. Дополнительное поступление загрязняющих веществ от автотранспорта в воздух в нижней части долины вызовет перенос их в сторону города в вечернее и ночное время с горно-долинной циркуляцией и ухудшение качества воздуха в городе. Экологические риски в случае реализации проекта горного курорта неприемлемы в силу большого количества необратимых удаленных эффектов, распространяющихся за пределы территории курорта”.

Мадина АИМБЕТОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть