2927

Пришлось приспосабливаться…

В каких условиях работают бригады скорой помощи, выясняла наш корреспондент в Семее

     Переезд станции скорой помощи три года назад вызвал неоднозначную реакцию в Семее. С одной стороны, неотложка давно нуждалась в типовом здании. А с другой - современные корпуса центральной подстанции выросли… в глубине частного сектора на городской окраине, страдающей от подтоплений. Каково карете “скорой” буксовать в непролазной грязи, пытаясь выбраться из закоулков, когда счет идет на минуты?!

После новоселья в декабре 2015 года врачам “скорой” пришлось вкусить все прелести обитания в неблагоустроенном районе города. Новую станцию с ближайшей трассой - улицей Каржаубайулы - связывало 800 метров бездорожья. С началом паводкового сезона подъездные пути так заливало, что машины “скорой” застревали в глубочайших лужах и выходили из строя. Вода стояла даже в июле! В городском отделе ЖКХ лишь разводили руками: денег на прокладку дороги нет, но вы держитесь… Руководству медицинского учреждения пришлось обратиться за помощью к предпринимателям города. На призыв откликнулся силикатный завод, безвозмездно выделивший по сто тонн гравия и песка, грейдер и погрузчик, чтобы сделать дорожную насыпь. Почти через два года коммунальщики все же заасфальтировали эту многострадальную дорогу.

- В прошлом году уложили первый слой асфальта - прямо в лужи, - говорит заведующая центральной подстанцией скорой помощи Эльвира ГАТАУЛЛИНА. - В этом году закатали еще один слой…
Но здесь по-прежнему нет уличного освещения, нет тротуара. Ближайшая автобусная остановка находится далеко. За три года отдел ЖКХ так и не смог выполнить свое обещание - сделать остановку поближе к скорой.
- Пройтись пешком полезно для здоровья. Но не по грязи же, в темноте! Особенно тяжело нашим сотрудникам приходится зимой, когда рано темнеет и поздно рассветает, - делится Эльвира Гатауллина.
Корпуса станции скорой помощи резко контрастируют с окружающим пейзажем. Дворец в трущобах. Общая площадь трех корпусов превышает семь с половиной тысяч квадратных метров! Площадь прилегающей территории более трех гектаров. Главный врач скорой Николай МАНТЛЕР сделал все для того, чтобы превратить голый пустырь в парковую зону. На субботниках врачи высадили около тысячи елочек. У входа подрастают березки. Летом радуют глаз цветочные клумбы и аккуратные дорожки.

56 лет неотложка в Семее ютилась в ветхих неприспособленных помещениях. Но, если там было слишком тесно, то в новом здании настолько просторно, что даже можно заблудиться. Проектировщики постарались удовлетворить все потребности персонала. Целый отсек отведен под комнаты отдыха, душевые, туалеты. Поражают размеры столовой, актового зала и диспетчерской, оборудованной системой навигации. Нашлось место для учебного класса, где бригады отрабатывают навыки, и своеобразного музея. И это далеко не полный перечень помещений, оборудованных на новой станции. Однако из-за специфики работы скорой, когда большая часть персонала находится на выез­де, огромные площади пустуют…
Само собой возникает вопрос: оправданно ли в таком случае строительство громадной подстанции скорой помощи, стоимость которой превысила полтора миллиарда тенге? И это в то время, когда, к примеру, детская инфекционная больница прозябает в старом здании, просто вопиюще не отвечающем современным требованиям.
Это, конечно, хорошо, что для коллектива станции скорой помощи созданы все необходимые условия. Но рядовых горожан с самого начала переезда станции беспокоил вопрос: сможет ли “скорая помощь” с окраины города быть действительно скорой? Способны ли будут врачи вовремя добраться до больного?

- Вопрос о переезде был решен. Нам оставалось лишь приспосаб­ливаться, - говорит заместитель главного врача по медицинской части станции скорой помощи Семея Гаухар МАНСУРОВА. - Мы разработали маршруты, чтобы быстрее выезжать из этого района. Охватывать весь город нам помогают две подстанции. Одна - в левобережной части Семея. Другая - в 72-м квартале, где раньше размещалась центральная подстанция.
Между тем горожане продолжают жаловаться на долгое ожидание “скорой”. Во время нашей беседы поступает вызов: мужчина лежит на улице без сознания. По срочности он относится к первой категории, то есть с момента передачи вызова диспетчерами бригаде “скорой” до ее приезда на место должно пройти не больше 10 минут. Самое время проверить уложатся ли медики в норматив. Выезжаю вместе с реанимационной бригадой, в которую входят врач и два фельдшера. В машине безбожно трясет, крепко держусь за поручни, чтобы не свалиться на пол.
- Что вы хотите, это же УАЗ! - смеется фельдшер.
Еще недавно семейской станции скорой помощи принадлежали лишь четыре машины. Остальной санитарный автотранспорт арендовали у ТОО “Комплекс”. Но два года назад на День медицинского работника в областном центре семейчанам вручили ключи от 24 машин. Все - УАЗ. А врачи “скорой” мечтают о “мерседесах”. На них они намного быстрее доезжали бы до своих больных и не было бы этой чудовищной тряски. А еще у семейской станции скорой помощи нет… ни одного специализированного реанимобиля! Единственная реанимационная бригада выезжает на экстренные вызовы на обычной машине, которую укомплектовали реанимационным оборудованием…

Всю дорогу меня не покидало чувство, что наш УАЗ никогда не доедет до названного адреса. Но, как ни странно, в положенные 10 минут мы уложились. И тут оказалось, что экстренная медицинская помощь “мужчине без сознания” не нужна, поскольку он просто пьян. Убедившись, что все показатели у выпивохи в норме, бригада увозит его в медвытрезвитель.
- Вообще-то, это обязанность полиции. Но легче его самим отвезти, чем ждать полицейских и снова терять время, - говорит врач Наталья ПАК.
Ее стаж работы в “скорой” - 33 года. Она давно привыкла к тому, что прохожие, увидев пьяного человека, растянувшегося на земле, вместо того чтобы вызвать полицию, набирают “103”. А в это время кто-то может действительно нуждаться в реанимации…
Реанимационная бригада уезжает на следующий вызов. А я долго не могу отделаться от мысли: почему те, кто реализует грандиозные проекты, не задумываются о реальных потребностях тех же врачей и их пациентов. Ведь если бы им предложили выбрать между станцией-дворцом на окраине и реанимобилями марки “мерседес”, ответ был бы очевиден…

Милана ГУЗЕЕВА, фото автора, Семей

Поделиться
Класснуть