3304

Сто и один способ разбогатеть

     В Восточно-Казахстанской области вынесен приговор организатору преступной группы Максату КЕНЖЕБАЕВУ. Пятеро участников ОПГ, в том числе женщина-пенсионерка, причинили ущерб государству в размере более 60 миллионов тенге! Используя различные уловки, они оформляли кредиты на развитие животноводства и растениеводства на вполне реальных людей. Кредитные средства, естественно, не доходили до заемщиков, а оседали в карманах преступников.

Недавно была поставлена точка в громком уголовном деле, эпизоды которого тянутся с 2008 года. 10 октября Специализированный межрайонный суд по уголовным делам (СМУС) Восточно-Казахстанской области вынес приговор последнему участнику ОПГ, а точнее ее организатору - 43-летнему жителю Усть-Каменогорска Максату Кенжебаеву.
В 2005 году Кенжебаев, который переехал из Семея в областной центр, устроился в местный филиал АО “Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства” юристом. Перспективный молодой человек быстро продвигался по карьерной лестнице - уже в 2009 году он стал директором филиала.
Стоит пояснить, что фонд - это организация со 100-процентным участием государства.
Юрист Кенжебаев имел непосредственный доступ к деньгам - ему доверяли передачу средств заемщикам. То ли зарплата не устраивала молодого сотрудника, то ли соблазн был слишком велик, но в 2008 году у Кенжебаева созрел план, как можно легко разжиться деньгами.
В это время в фонд обратился заемщик из микрокредитной организации “Велла”, расположенной в Урджарском районе. Требовалось не так много - 400 тысяч тенге на развитие животноводства. О том, что кредит ему одобрили, сельчанин так и не узнал. Выделенные средства Кенжебаев присвоил себе, подделав подпись гражданина в документах.
По этой же схеме были использованы документы еще нескольких потенциальных заемщиков, кстати, из той же МКО “Велла”.
Один из них рассказал впоследствии в суде, что в начале 2017 года он собирался открыть счет в Жилстройсбербанке. Мужчина чуть не лишился дара речи, когда узнал, что он входит в число просроченных задолжников! Якобы в 2009 году он получал кредит в филиале АО “Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства” в размере 400 000 тенге и не погасил.
В 2009 году Кенжебаев, заведя полезные знакомства в Бородулихинском районе, решил вовлечь в аферу руководителя ГУ “Отдел предпринимательства” Чингисхана ГАЛИЕВА. Как сообщается в материалах СМУС, Галиев согласился и предложил задействовать свою сноху Клаш ГАЛИЕВУ, которая “пользовалась определенным авторитетом у жителей села Бородулиха”.
На том и порешили. По плану соучастники должны были подыскивать сельских жителей из числа социально уязвимых слоев, на которых бы оформлялись займы для приобретения сельхозживотных.
Кроме того, в обязанности Чингисхана Галиева входил сбор документов, необходимых для формирования кредитных досье: поддельных ветпаспортов на скот, справок от ветеринарных врачей и акимов сельских округов о наличии поголовья скота.
Сообщники Кенжебаева обрабатывали своих знакомых, соседей и даже родственников - всего около 100 человек. Слезно просили взять кредит и клятвенно обещали гасить его самостоятельно. Их услуги Кенжебаев оценивал в 20 - 50 тысяч тенге.
Максат Кенжебаев, впрочем, тоже времени зря не терял - периодически сам находил подставных заемщиков, в том числе в родном Семее. Только если раньше речь шла о кредитах в размере 400 000 тенге, то через год существования ОПГ суммы выросли до 1 000 000 тенге.
Директор местного филиала фонда зажил на широкую ногу и менял машины как перчатки: “ниссан”, “тойота ланд крузер”, “лексус 470”, “лексус 570”.
В 2015 году, как следует из приговора СМУС, Кенжебаев решил попытать счастья на территории Уланского района. Там он знакомится с Талгатом БАЙМУРАТОМ, Кайратом КАСЫМХАНОВЫМ и Серикханом КУЧЕЖАНОВЫМ. Двое последних должны были подыскивать подставных лиц для оформления кредитов, а Баймурат - недвижимое имущество для предоставления его в качестве залога и получать на него завышенные отчеты об оценке.
Первыми на удочку мошенников клюнули три женщины. За скромное вознаграждение - от 100 до 150 тысяч тенге - они согласились оформить кредиты на свое имя при условии, что погашать его станут другие люди.
Несколько дней хлопот - и доверчивые дамы, на которых оформили ИП, стали обладательницами таких сумм денег, которые им и в руках держать не приходилось - 5 400 000 тенге. Впрочем, и не пришлось. Нетрудно догадаться, кто стал обладателем 16 200 000 тенге.
Поразительно, но в суде Кенжебаев так и не признал свою вину.
“За период существования преступной группы с 2009 по 2015 год оформлено более 100 фиктивных кредитов на сумму свыше 100 000 000 тенге, - сообщается в судебном документе. - Таким образом, в результате преступных действий Максата Кенжебаева государству причинен материальный ущерб в сумме 67 510 867 тенге, физическим лицам - в размере 24 300 000 тенге, а в результате злоупотребления должностными полномочиями причинен существенный вред государству - 200 000 000 тенге”.
Специализированный межрайонный суд по уголовным делам по Восточно-Казахстанской области назначил Кенжебаеву восемь лет лишения свободы с отбыванием наказания в учреждении уголовно-исполнительной системы максимальной безопасности.
Что касается других участников ОПГ, то здесь вырисовывается любопытная картина. Приговор в отношении Галиевых был вынесен Бородулихинским районным судом 10 ноября 2017 года. Суд установил, что сельчане действовали в составе организованной преступной группы. Чингисхан Галиев приговорен к шести годам лишения свободы, Клаш Галиева - к пяти годам и одному месяцу лишения свободы.
Что касается Баймурата, Касымханова и Кучежанова, то здесь все гораздо сложнее.
Приговором специализированного межрайонного суда по уголовным делам от 14 февраля 2017 года Баймурат и Касымханов были осуждены за участие в организованной преступной группе, а в отношении Кучежанова уголовное преследование было прекращено в связи с его деятельным раскаянием.
В то же время суд № 2 Усть-Каменогорска 21 февраля 2018 года осудил всех троих фигурантов только за мошенничество в особо крупном размере. Они получили 8, 6 и 5 лет лишения свободы соответственно.
“Участие в организованной преступной группе не нашло своего подтверждения, - говорится в приговоре. - Как установлено в судебном заседании, Максат Кенжебаев не подпадает под признаки лидера и организатора ОПГ. Не установлено, когда, где и при каких обстоятельствах он провел вербование Баймурата, Касымханова и Кучежанова”.
Афера раскрыта, злодеи наказаны. Казалось бы, вот оно - логическое завершение. Однако у суда остались вопросы к руководству головного фонда.
Оказывается, в сентябре 2015 года сотрудниками центрального аппарата в филиале проведена проверка, которая выявила многочисленные нарушения, в том числе оформление фиктивных кредитов на подставных лиц.
“Однако никаких мер по передаче данных фактов в правоохранительные органы не принято, - говорится в частном постановлении СМУС в адрес АО “Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства”. - Вместо этого руководство взяло у Кенжебаева обязательство по погашению фиктивных бюджетных кредитов, большинство которых до сегодняшнего дня так и не исполнены, предоставив при этом Кенжебаеву возможность уволиться по собственному желанию”.
Кенжебаев уволился, в 2016-2017 годах скрывался от следствия и был задержан только 31 декабря 2017 года в Астане.

Елена СУПРУНОВА, коллаж Владимира КАДЫРБАЕВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть