3371

Праздник старых обещаний

И нынешний Новый год первоцелинники Василий и Зинаида НОВОКШОНОВЫ встретили в аварийном доме. У акимата Петропавловска опять не нашлось средств, чтобы переселить заслуженных стариков в теплый угол.

В 20 лет Зинаида Феодосиевна приехала в Северный Казахстан по комсомольской путевке на освоение целины. Здесь познакомилась с будущим мужем, и они долгие годы работали, чтобы поднять хлебный край, который до сих пор славится хорошим урожаем.
Уже будучи на пенсии, первоцелинники решили перебраться из пригорода в областной центр, потому что вести свое хозяйство было тяжеловато. Продали частный дом и купили в Петропавловске квартирку в двухэтажке 1954 года постройки неподалеку от реки Ишим.
Вскоре выяснилось, что дом для жилья совершенно непригоден и рассыпается из-за напитавшейся в стены влаги.
Местность здесь болотистая, и грунтовые воды подходят слишком близко. Под полом в квартире Новокшоновых круглый год стоит вода. А фундамент из бутового камня врос в землю больше чем на метр. Стены из ДВП отсырели почти до самого потолка, обои не держатся, а при морозе их начинает коробить. От сырости портится мебель, ножки шкафов, кровати, дивана сгнили и отвалились.
Когда они приехали в Казахстан на освоение целины весной 1955 года, комсомольский отряд перед распределением по районам поселили как раз возле этого дома в Петропавловске. Вот такая ирония судьбы. В округе еще ничего кроме болота не было. Молодежь спала в палатках на скошенном камыше. Тогда половина из приехавших сюда людей не выдержали таких условий и вернулись на Украину.
- Было тяжело на целине. Но нам говорили, что комсомольская путевка - это билет в жизнь. Мол, как только обзаведетесь семьей, получите квартиру. Но мы всю жизнь жили в съемных комнатах. И эту квартиру купили на свои деньги, так и не дождавшись обещанных привилегий от государства. Мы своими руками поднимали Казах­стан не жалея сил, а сегодня оказались никому не нужными, - плачет Зинаида Новокшонова.

Даже когда на улице температура зашкаливает за 30 градусов мороза, пенсионеры воюют с комарами в своей квартире. Насекомые за несколько лет адаптировались и почти не боятся аэрозолей и спиралей, на которые старики тратят немалую часть пенсии.
- Остается хлопать руками. Вечером бьем комаров, а удивленным соседям потом рассказываем, что в домино играли с дедом, - горько улыбается Зинаида Феодосиевна. - А что делать? Травим их, и сами травимся!
За годы проживания в таких нечеловеческих условиях несчастные пенсионеры заработали себе кучу болезней. Дед ходит с катетером, а хозяйка квартиры из-за проблем с ногами практически все время лежит, возле глаза у нее появилась незаживающая рана, которая не может затянуться из-за сырости.
- Каждый год только обещают и обещают. Сначала мурыжили нас, чтобы мы доказывали, что дом аварийный, долго ждали комиссию. Потом встали на очередь. Оказалось, это только начало. В 2016 году успокаивали, что надо потерпеть до 2017 года. Так уже 2018-й подходит к концу. Теперь, видно, до 2030 придется ждать. Только мы столько не проживем, - плачет Зинаида Новокшонова. - А хочется хоть последние годы пожить в человеческих условиях. Неужели мы не заслужили?!
Зинаида Новокшонова вспоминает, как в войну, в 1943 году, в их доме в украинской деревне Буденовка, оккупированной немцами, жили фашисты.
- Я ходила за хворостом, а в лесу меня ждали наши партизаны. В карманах фуфайки родители мне оставляли для них донесения. Папа немного знал немецкий и записывал все, о чем говорили немцы. Мне восемь лет было. А у меня в акимате просят письменные доказательства, что я помогала партизанам, а не поросят пасла! Где ж я возьму такие справки?! - недоумевает пенсионерка, которая до сих пор не входит в категорию “дети войны”.
Она рассказывает, как в то время люди умирали от голода. Они не брезговали помоями из канав и всем, что росло, - вершками и корешками. Особенно любили корни солодки.
- Я и братья отправлялись на поиски пропитания. Находили очистки от овощей, крошки и даже рыбьи кости. Мама все это мыла, перетирала и пекла оладьи или варила похлебку.

Однажды Зина с братом от жуткого голода пошли на воровство - в сумерках пробрались в дом немцев и украли хлебцы.
- Когда мама дома расплакалась, что нет еды, брат показал ей хлебцы. Ох и досталось нам тогда от родителей! - рассказывает баба Зина. - А потом к нам в дома пришла та самая немка и принесла много еды - консервы, сгущенку, сказала, чтобы больше не залазили тайком, а обращались к ней. Нам было очень стыдно! Родители научили нас честности. Мы всегда старались работать на совесть. И не понимаю, почему нас сейчас за людей не считают?! Столько раз уже были у акима - все бесполезно! Видно, так и умрем, не дождавшись своей очереди.
Прошло почти четыре года с тех пор, как дом Новокшоновых комиссия признала аварийным. Жильцы встали в очередь на получение жилья из государственного фонда, но очередь практически не двигается.
Аким Петропавловска Марат ТАСМАГАНБЕТОВ понимает, что аварийные дома опас­ны для проживания, но сделать пока якобы ничего не может, хотя уже неоднократно обещал на отчетных встречах расселить жителей проблемных двухэтажек.
- Целевых средств на это в бюджете нет. В случае выделения средств на строительство жилья аварийные дома будем сносить и строить новые, - пояснил городской аким. - Возможно, в следующем году начнем сносить дома по улице Первомайской. При подтверждении средств на строительство домов мы обязаны будем их расселить. Дома по улице Набережной пока останутся нетронутыми.

Екатерина НАЗАРЕНКО, фото Ольги РЫХЛЕНКО, Петропавловск

Поделиться
Класснуть