⇧ Наверх
"Золотая линия" Астаны - экскурсия по центру столицы Казахстана

Ұят или не стыдно?

Оксана АКУЛОВА

К вопросу о том, нужно ли казахстанским подросткам нравственно-половое образование

Тему эту стали активно обсуждать после ставшей скандальной инициативы Минздрава, предложившего разрешить 16-летним девушкам делать аборт без согласия родителей. Она задела за живое так, что никто не хотел обращать внимание на доводы типа в стране все больше случаев ранней беременности; из-за того, что молодые люди вовремя не лечат инфекции, передающиеся половым путем, растет количество бесплодных пар; подростки слишком рано вступают в половые отношения... Причем если медведомство пыталось отбиваться, выставляя, как щит, эти самые доводы, то Минобрнауки тихо стояло в стороне, делая вид, что эта тема его вообще не касается. Действительно, не его вопрос (речь-то о медицинских манипуляциях). Но это лишь только на первый взгляд.

Министерство образования и науки - ведомство, которое отвечает за просвещение и воспитание подрастающего поколения. Педагоги учат детей математике, химии, шить-готовить-мастерить, даже о душе на уроках самопо­знания говорят. А как же то самое нравственно-половое образование?
- В казахстанских школах есть предмет “Валеология”, но он факультативный, и будут его преподавать или нет, решает школа, - рассуждает национальный тренер Казахстанской ассоциации по половому и репродуктивному здоровью и Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), врач-акушер-гинеколог Мира САУРАНБАЕВА.

- А с учетом того, что в школах и так большая нагрузка, а в Минобре все время говорят о ее снижении, и уроков таких практически нигде нет. Хотя они очень нужны. Недавно я проводила тренинг для девочек одной из алматинских школ (с такой просьбой ко мне обратилась администрация учебного заведения), и они задавали мне простейшие вопросы: о нарушении менструального цикла, видах инфекций, передающихся половым путем, ранних абортах. Это говорит о том, что они не знают даже элементарных вещей!
- Я спрашивала девочек, ищут ли они нужную информацию в Сети, - продолжает собеседница. - Они отвечали утвердительно, но тут же добавляли, что зачастую им непонятно, что там написано, или просто сложно сделать выводы, так как мнения, которые приводятся в статьях на эти темы, могут быть диа­метрально противоположными. С подростками должны работать специалисты, которые простым, понятным языком в доверительной обстановке будут говорить с ними о тех вещах, которые, может быть, стыдно обсуждать с родителями или друзьями. Психологический барьер никуда не исчез: ни одна девочка на том занятии, которое я привожу в пример, не задала мне вопрос открыто - все писали анонимные записки.
- Как вы считаете, такие уроки должны быть обязательными?
- Конечно, они необходимы нашим детям. Несколько лет назад мы представляли результаты пилотного проекта “Введение усиленного компонента по охране сексуального и репродуктивного здоровья” в предмет “Валеология”, который по инициативе ЮНФПА реализовывался в шести колледжах Восточно-Казахстанской области. После его завершения мы провели тестирование, чтобы понять, какими были результаты. И эффект был!
Хочу подчеркнуть, что это обучение не привело к росту количества студентов, которые начали половую жизнь (что, кстати, очень важно, ведь противники валеологии считают, что такие занятия развращают наших невинных детей, которые в 15 лет “не знают”, что такое секс, а тут им вдруг об этом рассказывают. - О. А.). Тестирование показало, что в колледжах, в которых был внедрен этот предмет, увеличился возраст вступления в сексуальные отношения (если было 15-16 лет, то стало 17-18). Больше стало тех, кто узнал о путях передачи ВИЧ и инфекциях, передающихся половым путем. Студенты, которые уже были сексуально активны, стали использовать презервативы.
Перечислять положительные результаты пилотного проекта можно долго, но скажу лишь то, что молодые люди стали более образованны именно в этой сфере. В итоге программу поддержал акимат Восточно-Казахстанской области, и через год она уже работала во всех колледжах. Позже по просьбе родителей предмет по­явился и в старших классах школ, такие уроки и сейчас есть в Усть-Каменогорске. Их, конечно, проводят и в Алматы, и в других городах, но это обучение не носит системного характера. Все только по инициативе школы или родителей (что, в принципе, редкость). Нет четкой программы, которую могло бы спустить сверху Министерство образования и науки.
- На ваш взгляд, почему Министерство образования заняло позицию “моя хата с краю, ничего не знаю”, когда шли ожесточенные дебаты, касающиеся права 16-летних девочек получать медицинскую помощь и делать аборт без согласия родителей? Ведь профилактика ранней беременности должна быть головной болью не только Минздрава, не так ли?
- На мой взгляд, Минобр просто боится негативной реакции родителей. Ведь есть регионы (речь в первую очередь о сельской местности на юге и западе Казахстана), где мамы и папы выступают против внедрения предмета “Валео­логия”. Это менталитет, ұят. Вы же видели, какой резонанс был в социальных сетях после новости про аборты. Все стрелы полетели в сторону Минздрава. Остальные спрятались и тихо сидели, думая, как бы чего не вышло, как бы кто-нибудь не попал под раздачу. Хотя всем очевидна связь этой темы с нравственно-половым образованием, необходимым не только в колледжах, но и в старших классах школ. Мы же не говорим на таких уроках только о сексе или противозачаточных средствах. Речь идет о семье, взаимоотношениях в ней, роли отца и матери, периоде полового созревания, физиологических и психологических изменениях, которые происходят в этот момент с подростками. Все это очень важно для того, чтобы они понимали себя.
Насколько я знаю, недавно ЮНФПА совместно с Министерством здравоохранения вышли на Минобр с предложением еще раз рассмотреть возможность расширить обучение в сфере репродуктивного и сексуального здоровья. В профильном министерстве должны сами решить, как это сделать, можно даже не вводить отдельный предмет, а добавить разделы в предмет “Биология”, например. Правда, сначала придется учить педагогов, иначе они не смогут правильно преподнести эту информацию. Раздадут какие-то буклеты на самостоятельное изу­чение, и все на этом. Им стыдно, неловко, они не знают, как себя вести. И эту ситуацию нужно менять.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Загрузка...
Астропрогноз
с 17 по 23 января

Золотые слова

«- Сегодня проехался по Аль-Фараби в два часа дня (в разгар обеденного перерыва. - Ред.) - спокойно все было, никаких пробок или нервов.»

Бауыржан БАЙБЕК, аким Алматы:
Сказано по поводу снижения скоростного режима на основных трассах города с 16 января.
Вопрос на засыпку

Станут ли лекарства более доступными?

Картинки с Олимпа
от Владимира Кадырбаева