3455

Давайте-ка вместе

Вторая часть недавно брошенной президентом фразы “Друзьям - все, остальным - по закону” очень точно подходит и к ситуации в многоквартирном жилом секторе, складывающейся по ходу жилкомхозовской реформы. Давно пора государству активно вмешаться и в эту сферу.

Давайте-ка вместе

Утопия

Изысканная элита и всемогущие олигархи в большинстве своем не живут в человеческих муравейниках, в простонародье именуемых многоэтажками, за исключением, быть может, современных жилых комплексов. Их обитель - комфортабельные коттеджи за высокими заборами, а там действуют совсем другие правила - не законы.

Все остальные граждане, оби­тающие в панельно-монолитно-кирпичных высотках, вынуждены руководствоваться в своем житье-бытье аморфным, рыхлым, так до конца и не упакованным ведомственными актами (положениями, инструкциями и т. д.) законом о жилищных отношениях, обновленной версии которого уже исполнилось целых два (!) года.

То, что этот закон сырой, на мой взгляд, красноречиво засвидетельствовало интервью нашей газете Ербола ТОЛЕУОВА, председателя правления структуры под громким названием “Казахстанский центр развития и модернизации жилищно-коммунального хозяйства” (проще - “Казцентр ЖКХ”), до нового года являвшейся оператором наблюдаемой жилищной реформы (см. “РЕФОРМА: в чём же содержание?”, “Время” от 20 и 22.1.2022 г.). Теперь уже, в принципе, неважно, знал ли интервьюируемый во время состоявшейся аккурат перед Новым годом беседы с моей коллегой Екатериной ТИХОНОВОЙ о том, что эта компания потеряла свой статус оператора, - говорил-то товарищ вроде бы со знанием дела!

Прочитав интервью, я безоговорочно уверился в ущербности и даже вредности этой самой реформы. Поэтому к написанному мной в рубрике “Хочу сказать!” (см. “Может, хватит самодеятельности?”, “Время” от 23.12.2021 г.) вот что еще хочу добавить.

В рамках акции “Как нам обус­троить КСК” мы с обозревателем нашей газеты Петром СВОИКОМ, в принципе, мыслим, как мне представляется, в одном направлении. Только Петр Владимирович смотрит на проблему сверху вниз, так сказать, масштабно и концептуально, а я заглядываю снизу вверх, исходя из интересов обычных, как и я, жильцов многоэтажек.

Заниматься всерьез и круглосуточно вопросами ЖКХ (через ракурс каждого многоэтажного жилого дома - МЖД) - это то же самое, как на регулярно-стабильной основе снабжать магазинчики и супермаркеты свежим хлебом. Кушать хочется всегда. Как и жить комфортно в своей квартире, за что мы, собственники помещений, платим дань обслуживающим компаниям и сервисным службам, вносим взносы (так называемые целевые) в КСК/ОСИ/ПТ за содержание наших домов.

Вот скажите: при всем при этом, вышеперечисленном, зачем мне, не сведущему в делах ЖКХ, влезать в жилкомхозовские вопросы и проблемы? Я обучен другой профессии, работаю по своему профилю с утра до вечера, а иногда и ночью, трачу на это уйму времени, плачу вместе со своим работодателем налоги. Вот мой вклад в развитие государства и общества. И так живет подавляющее большинство обитателей многоэтажек и ЖК. Каждый, считаю, должен заниматься своим делом и своими прямыми обязанностями: врач - лечить, педагог - учить, полицейский - блюсти общественный порядок, дворник - мести улицы и т. д.

Внедряемая многоступенчатая система управления многоэтажным жилым фондом (совет дома - ОСИ/ПТ - сервисные компании, а на каждый дом - два отдельных банковских счета, текущий и сберегательный для накопления средств на содержание жилья) запутанная и малоэффективная. Она во многом зависима от субъективного фактора, на чем эксперты и корреспонденты нашей газеты неоднократно заостряли внимание в своих публикациях. Возглавляет КСК/ОСИ/ПТ ответственный человек - будет в многоэтажке порядок. Пробился в это кресло популист, хапуга или даже обычный пенсионер, который ничего не смыслит в управлении, но ему хочется чем-то заняться на досуге, - будет “как получится”, на усмотрение и волеизъявление его, управдома.

В этом, втором, случае повлиять на него или сместить - только шишки на собственную голову собирать: нужно созывать собрание домовладельцев, ходить по квартирам, собирать голоса против, в общем, свершать революцию. Жаловаться в жилинспекцию - еще больше геморроя: ко всему перечисленному - составлять петицию, собирать подписи… Про судебные тяжбы вообще молчу.

Ау, государство!

А ведь мы живем - не будем забывать! - в унитарном государстве, где все граждане имеют равные права и возможности. И все многоквартирные “коробки” сделаны из одних и тех же стройматериалов. Так почему большая армия жильцов многоэтажек должна жить, по сути, в заложниках у нерадивых управдомовцев, что мы наблюдаем сплошь и рядом?

В многоквартирном жилкомхозе никогда не будет порядка без системного участия государства в этой сфере. Не будет этого госзвена - это все равно что уговаривать жителей мегаполисов отказываться от личного транспорта в пользу общественного, особенно в Казахстане с нашими всем известными понтами (наличие машины - один из ключевых, если не главных, показателей личной успешности). Казахстанцы променяют собственные колеса на общественный транспорт разве что только тогда, когда автобусы будут летать - в прямом смысле этого слова.

Большей управляемости в ЖКХ можно добиться, еще раз отмечу, под непосредственным присмот­ром государства через формирование и деятельность жилищно-эксплуатационных микроучастков (ЖЭМУ) по принципу одного окна на условиях: 1) самоокупаемости/самофинансирования и 2) государственно-частного партнерства (ГЧП). Жильцы многоэтажек платят - руководство и персонал ЖЭМУ обеспечивают сервис и комфорт. Произошло в доме какое-то ЧП (трубу прорвало, канализация засорилась, электричество пропало, лифт застрял с людьми и т. д.) - достаточно обратиться в свой ЖЭМУ.

Причем территориально эти ЖЭМУ можно “нарезать” так, чтобы в его границах были и современные высотки, и старые мало­квартирные дома. Это позволит определить для всех собственников помещений оптимальные ставки целевых взносов и централизованно на профессиональном уровне вести бухгалтерию.

Есть целесообразность - несколько ЖЭМУ могут объединиться и создать управляющую компанию, допустим, с собственным автопарком для служебного пользования, мобильными группами специалистов, с аккумулированием финансовых ресурсов для экстренного решения крупных коммунальных проблем в отдельно взятом микрорайоне и т. д.

Как же принцип “каждому дому - свой счет в банке”? Извините, а зачем? Если дом не тянет само­окупаемость, да хоть двести счетов откройте на него, какой толк? Другое дело, что это важное правило нужно переформатировать таким образом, чтобы в ЖЭМУ или управляющей компании обязательно вели финансовый учет взносов и долгов на содержание по каждому многоквартирному дому, по каждой квартире. И эта информация должна быть максимально доступной широкой общественности. В плане обязательного контроля.

Если в ЖЭМУ (или управкомпании) будут единые счета домов, это позволит, как я уже отметил, централизовать финресурсы, и тогда, возможно, не надо будет обращаться в комбанк за кредитом, чтобы починить, допустим, прохудившуюся в каком-то доме крышу или заменить обветшавшие общедомовые коммуникации. Все подобные работы можно будет планировать и проводить по очереди (за исключением, конечно, форс-мажоров).

То - да не то

“Да это же почти советские домоуправления!” По форме, возможно, и так. Но не по сути. В советское время власти полностью субсидировали коммунальную сферу, поскольку тарифы были заведомо убыточными. Поэтому-то сантехников жильцам многоэтажек в случае аварии было не дождаться - вспомните показательный во всех отношениях фильм “Афоня”. В нашем же случае, напомню, первостепенное условие функционирования ЖЭМУ и управкомпаний - самофинансирование, что в корне меняет подход к делу.

Ну и патернализм в наших широтах еще, думаю, долго будет актуален, хотим мы того или нет. Так сложилось исторически, что мы еще во многих вопросах на­деемся на государство. Логичнее, считаю, гармонично вписать здоровый патернализм в наши реалии, менталитет и обстоятельства, а не искоренять. Так просто его на задворки не отбросить.

А вот с иждивенчеством надо бороться! Тут я обеими руками и ногами за. Живешь в МЖД со всеми его благами цивилизации, будь добр, плати за услуги. Причем информация о злостных (подчеркиваю - злостных) должниках должна быть в обязательном порядке доступна каждому квартировладельцу. Это положение предлагаю закрепить законодательно.

Вообще, закон о жилищных отношениях, по-моему, должен быть по максимуму документом прямого действия с наименьшим, насколько это возможно, количеством отсылок на подзаконные акты, правила и нормы. Меньше бюрократии - больше управляемости.

А как же уже созданные и эффективно действующие в интересах жильцов новые структуры управления - советы дома, ОСИ? Их ничтожно мало, но они есть. Скажу так: инициативные, ответственные люди нужны всегда и везде. Полагаю, что они могут и дальше приносить пользу, работать, например, в рамках совета дома, контролируя порядок, допустим, в качестве так называемых смотрящих, а кто с хорошим опытом и здоровыми амбициями - иметь право войти в правления ЖЭМУ и управляющих компаний, в составы их ревизионных комиссий.

Участие государства в содержании многоквартирного жилого фонда укрепит вертикаль власти, повысит управляемость в этой сфере, но самое главное - снизит уровень конфликтности среди жильцов и собственников квартир в МЖД.

Наиль ИШМУХАМЕТОВ, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Некоторые ссылки по теме в газете “Время”:

“Учись, кухарка, управлять!” в номере от 3.8.2017 г.

“КСК: опасная полуреформа” - от 19.8.2017 г.

“ОСИное гнездо” - от 8.12.2018 г.

“О романтиках и негодяях” - от 13.12.2018 г.

“ОСИ против КСК: победитель известен заранее” - от 11.7.2019 г.

“Так как же нам обустроить КСК?” - от 21.10.2021 г.

“Тарифный просчёт” - от 6.11.2021 г.

“Может, хватит самодеятельности?” - от 23.12.2021 г.

“РЕФОРМА: в чём же содержание?” - от 20.1.2022 г.

Поделиться
Класснуть