1443

Дорожные споры

Жители актюбинского Бестамака из-за масштабной реконструкции междугородней трассы боятся теперь ухудшения экологии и резкого роста аварийности.

Дорожные споры

-Мы требуем, чтобы проект строительства дороги пересмотрели! В противном случае мы всем аулом двинем на столицу!

Это единственная фраза, которая сегодня объединяет разделившихся на несколько групп жителей Бестамака. Днем сельчане при виде друг друга приветливы и общительны, а стоит наступить ночи, как в их общем чате разворачиваются настоящие словес­ные баталии. Сейчас яблоком раздора для бестамакцев стала реконструкция дороги Актобе - Кандыагаш, проходящая через аул. Ее ждали больше полувека, а когда все началось, люди размежевались по разным сторонам баррикад.

Для справки: трасса Актобе - Кандыагаш имеет протяженность почти 90 километров. По ней добираются в близлежащие райцентры, ездят в нефтяные поселки, а также в соседний Атырау. Дорога проходит прямо по центру Бестамака. Уже несколько месяцев идет реконструкция трассы, на которую выделили более 64 млрд тенге. Предполагается, что в итоге система освещения вдоль дорог полностью обновится, появятся несколько мостов и водоотводы. Кроме того, дорога станет четырехполосной, в результате чего повысится транзитный потенциал региона.

- Это и беспокоит нас больше всего: мы не хотим, чтобы через аул проходила такая широкая дорога! Видите, сколько сейчас проезжает авто?! А когда дорога будет расширена, так вообще в разы повысится автопоток! При этом в ауле вдоль дороги нет ни одного светофора! - говорит местный житель Габит УТЕГЕНОВ.

Жители против дороги через аул.

- Мы требуем, чтобы трассу Актобе - Кандыагаш строили в обход Бестамака. Есть же вокруг Актобе несколько автообходов для транзитных авто, вот и тут пусть будет так! - говорит Ерболат КЕНЕТАЕВ. - Мы и так в обычные дни перейти не можем дорогу, а перебегая ее, постоянно молимся, поэтому не нужна нам четырехполоска!

Сколько человеческих жизней унесла эта дорога, сокрушаются бестамакцы и приводят целый список имен жертв ДТП. Среди погибших люди разных возрастов. Редко кто выживает от удара авто, которые, даже проезжая поселок, не сбавляют скорости. Повезло разве что школьнику Марату - он выжил в аварии, но до сих пор получает лечение.

- Через дорогу необходимо соорудить минимум в трех местах подземные переходы. В противном случае аварии с участием детей не прекратятся, - говорит отец пострадавшего мальчика Хаким ТОЛЕПБЕРГЕНОВ.

- А мне экология небезразлична - и без того до этого дышали зловонными отходами от животноводческого комплекса, теперь прикажете вдыхать автогазы?! Мы же помрем! - возмущен житель аула Еркин АДИЛОВ.

Другие переживают за безопас­ность малолетних детей: не зачастят ли в Бестамак заезжие злоумышленники.

Дети, живущие на главной улице, боятся выходить за пределы двора.

- Упаси боже, сделают что-то плохое с нашими детьми, а потом уедут в неизвестном направлении. Ищи потом ветра в поле, - переживает аксакал Ерген ТАШИМОВ.

Предпринимательница Жупар БАХИТОВА тем временем не против, чтобы через аул проходила четырехполосная дорога. Но только в том случае, если все дома вдоль трассы снесут, а их владельцам дадут участки в другом месте села.

- Мое небольшое кафе, которое я держу почти 30 лет, расположено вдоль реконструируемой дороги. Недавно пришли строители и вбили колышки прямо перед забором кафе. Это значит, что там будут границы расширенной трассы. А мне что делать?! Сносить свое кафе, что ли? Я же кредиты плачу! Сдвинуть кафе я тоже не могу. Как тогда выходить из здания?! - сокрушается апай. - Поэтому пусть лучше выдадут нам другие участки, а эти забирают!

Те, кто живет по улице, через которую проходит трасса, в большинстве своем согласны с мнением Бахитовой. Многие из них уже получили от строителей устное уведомление: сдвинуть свои заборы на метр вглубь двора. Но даже в таком случае трасса будет вплотную примыкать к ограждениям жилых домов.

- Мой дом на окраине поселка. Все время фуры въезжают в мой забор! Невозможно уже! Я против четырехполоски! - говорит жительница аула Раиса САРСЕНБАЕВА. - Пусть нам выдадут другие участки!

Транзитные большегрузы - типичная картина в поселке.

Жители соседних улиц тем временем полностью поддерживают расширение основной улицы.

- Чем больше автомобильного потока, тем развитее будет наш аул, - уверены представители этой группы. - Правда, если другим будет от этого неудобно, то мы не против пересмотра проекта.

У представителей “КазАвтоЖола” на это свой ответ: проект уже утвержден и поменять его с ходу невозможно. Максимум, на что готовы специалисты, так это на время прекратить реконструкцию внутри аула и вернуться к ней позже, после общественных сходов.

- До Бестамака сделаем дорогу. Дальше будем продолжать, потому что мы не намерены останавливаться, - отрезал директор актюбинского филиала АО НК “КазАвтоЖол” Марат МАХАМБЕТОВ.

В акимате Алгинского района также отметили, что готовы в ближайшие дни организовать очередные собрания с бестамакцами.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото Алтын КУМИСПАЕВОЙ, Актобе

Поделиться
Класснуть

Свежее