2155

Жалуются кому не лень

Сразу три общественных объединения инвалидов в Шымкенте неплохо заработали в этом году, обеспечив КГУ “Специализированная база аппарата акима Шымкента” различными товарами на общую сумму 320 млн тенге. Более того, все 13 договоров на закупку были заключены напрямую, внеконкурсным способом. Однако на эти нарушения местный департамент внутреннего госаудита (ДВГА) предпочел закрыть глаза и научил другие госорганы аналогичным образом реагировать на жалобы недовольных.

Жалуются кому не лень

Коммунальное государственное учреждение “Специализированная база аппарата акима Шымкента”, созданное в 2020 году для обеспечения населения спецсредствами во время чрезвычайных ситуаций, в этом году стало активно пополнять запасы. К слову, два склада на 1600 кв. м cпецбаза арендует у ТОО “Корпорация Атамекен” за 24 млн тенге в год. В числе основных поставщиков три общественных объединения (ОО) инвалидов: “Самұрық-Инвест”, “Ұлы Дала” и “Шарапат”.

Возможно, что шымкентские граждане с инвалидностью о таких ОО даже не слышали, зато на портале госзакупок эти объединения развили бурную деятельность, заключая договоры на поставку всего и вся - от освежителей воздуха до компьютеров и спальных мешков с палатками, сотрудничая не только со cпецбазой, но и с другими госучреждениями Шымкента и Туркестанской области. И в большинстве случаев - способом из одного источника, напрочь исключая какую-либо конкуренцию среди поставщиков.

- Как следует из закона “О госзакупках” (ст. 39, пункт 3, подпункт 54), закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора у общественных объединений лиц с инвалидностью осуществляются только в случаях приобретения услуг инватакси, - разъясняет допущенные нарушения эксперт по антикоррупционному мониторингу Талгат ЕГЕМБЕРДИЕВ. - Кроме того, правительством утвержден перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, закупаемых у общественных объединений инвалидов, которые их производят или поставляют. И тут, конечно, речи о прямом заключении договора не идет.

Однако перечень того, что закупила спецбаза у трех общественных объединений инвалидов на собственное производство, ну никак не тянет.

Так, ОО “Самұрық-Инвест” заключило шесть договоров на общую сумму 262 млн 749 тысяч тенге на поставку складных стульев, мешков обычных и спальных, респираторов и самоспасателей “Шанс-Е”. Закупки пропиленовых мешков на 13 млн 350 тысяч тенге каждая прошли дважды. Видимо, первых 50 тысяч штук не хватило. Пять тысяч единиц самоспасателей, предназначенных для защиты органов дыхания от токсичных продуктов горения, спецбаза закупила на 125 млн тенге, респираторов - еще на 18 млн. Складные стулья (400 штук по 17 857 тенге) обошлись городскому бюджету в 7 млн 142 тысячи тенге, а две тысячи спальных мешков - в 85 млн 400 тысяч тенге.

Объединение инвалидов “Ұлы Дала”, взяв четыре контракта, потянувших на 21 млн 588 тысяч тенге, обязалось поставить на склады спецбазы, опять же, респираторы на 4 млн 626 тысяч тенге, а также пакеты индивидуальные противохимические на 5 млн 357 тысяч тенге, 200 раскладных столов по 31 250 тенге каждый на общую сумму 6 млн 250 тысяч тенге, а также 5 тысяч рулонов специальной ленты на пять с лишним млн тенге.

ОО “Шарапат” заключило договор на поставку брусьев и обрезной доски на сумму почти 10 млн тенге, а также раскладных кроватей на сумму более 26 млн тенге. Руководитель объединения Ербол Адильбеков - настоящий многостаночник. Возглавляет филиал Казахского общества слепых и корпоративный фонд “Байдибек” этого же объединения в Шаяне.

Из одного источника по причине несостоявшихся закупок были заключены еще три договора на общую сумму 41 млн 130 тысяч тенге на поставку различных палаток с четвертым общественным объединением инвалидов - “Самғау-Биік”.

Все эти договоры были заключены за четыре месяца этого года. Не заметить многомиллионные суммы, фигурирующие в них, было просто невозможно. Однако внимание на эти прямые закупки обратили не в департаменте внутреннего госаудита Шымкента, который и должен надзирать за расходованием бюджетных средств, а в шымкентском филиале республиканского общественного объединения “Əділдік жолы”.

Эксперты, осуществляющие антикоррупционный мониторинг, не просто не прошли мимо, а направили официальные письма с уведомлением о допущенных нарушениях и необходимости их устранения в аппарат акима Шымкента, ревизионную комиссию маслихата, а потом и в прокуратуру.

В своих ответах все три адресата сослались на ДВГА, а департамент в свою очередь - на вышестоящий комитет внутреннего госуадита Минфина, который разослал по территориальным ведомствам разъяснение, как поступать с обращениями, если они исходят не от участников госзакупок. Суть его такова: жаловаться на нарушения могут только участники этого конкретного конкурса, а если конкурс без конкурса, то и жаловаться ни у кого прав нет.

Поэтому теперь на каждое свое письмо в ДВГА эксперты “Әділдік жолы” получают один и тот же ответ, сводящий в конечном итоге все их усилия по антикоррупционному мониторингу к нулю, ведь участник госзакупок в таких прямых договорах всегда один и точно жаловаться не собирается. А нет жалобы - нет и аудита.

- До мая этого года мы вполне конструктивно сотрудничали: направляли информацию в ДВГА, они рассматривали и принимали меры, - рассказывает Талгат Егембердиев. - А как появилось разъяснение от комитета, отношение резко поменялось. Сегодня нам шлют только эти отписки.

В этой связи стоит отметить тот факт, что каждый договор, заключаемый способом из одного источника, на этапе согласования между сторонами обязательно проходит через камеральный контроль ДВГА. Пять рабочих дней отводится его специалистам, прежде чем договор подпишет поставщик. За этот срок они должны проверить контракт на соблюдение законодательных норм и вмешаться, если обнаружены нарушения. После того как подписи поставлены, расторгнуть договор можно только по решению суда.

Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент

Поделиться
Класснуть