2113

Не отразится ли форма на содержании?

Отечественные производители просят защиты у сенаторов: если ничего сейчас не предпринять, то ввозимые из стран ЕАЭС товары вытеснят с наших полок продукцию с пометкой “Сделано в Казахстане”.

Не отразится ли форма на содержании?

Сейчас в сенате рассматривают законопроект под длинным названием “О ратификации соглашения о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Евразийского экономического союза в целях гармонизации законодательства государств - членов Евразийского экономического союза в указанной сфере”. Недовольство казахстанских производителей вызывает только один пункт этого документа, в котором планируют утвердить правило информирования об опасной продукции. Такой будет признана любая продукция, не соответствующая техническим требованиям ЕАЭС, включая “не тот” шрифт на этикетке!

- Допустим, на упаковке товара прописали не тот идентификационный код, наклеили не тот ярлык, состав указали другим шрифтом или завысили процент жирности. Такой продукт будет проходить уже под грифом “опасный”, - считает президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек АЖИБАЕВА. - Если соглашение будет ратифицировано в текущей редакции, то мы даже внутренний рынок не сможем обеспечить, не говоря уже об экспорте!

А поскольку казахстанских производителей будут за любое нарушение заносить в черный список, то потребители начнут искать альтернативные товары. Это приведет к увеличению импортозависимости от других стран и к уменьшению отечественного товарооборота, считает Ажибаева.

- Что нам предлагает правительство в лице Министерства торговли и интеграции? Разработать местные, казахстанские, правила, в которых слова “опас­ная продукция” заменят словами “продукция, не соответствующая техническим требованиям ЕАЭС”. Однако мы категорически против того, чтобы проблему решали подзаконные акты, ведь это соглашение наднациональное, - пояснила свою позицию глава Ассоциации торговых предприятий Казахстана. - Необходимо заменить термины непосредственно в самом соглашении ЕАЭС.

Никто не застрахован от ошибок. А если их совершают не производители, а сами надзорные органы? Представитель Молочного союза Казахстана Динмухамед АЙСАУТОВ поделился ярким примером на эту тему:

- Одна известная компания, производящая концентрированное молоко, попала в реестр недобросовестных производителей по нарушению кислотно-жирового состава. Этот реестр ввел комитет контроля качества безопасности товаров и услуг Министерства здравоохранения. Когда мы начали разбираться, в чем проблема, выяснилось, что по отношению к молоку применялся ГОСТ на сливочное масло! То есть ошибку совершил сам регулятор, и она привела к тому, что добросовестный производитель попал в реестр неблагонадежных. Но то был казахстанский реестр. А если теперь будет международный? Попасть туда легко, а выйти очень сложно. Кроме того, это будет административным барьером, который препятствует торговле.

Директор Ассоциации производителей безалкогольных напитков и соков Алия МАМЫТ­БАЕВА поделилась другим красочным примером: несколько лет назад региональные органы санитарно-эпидемиологической экспертизы по поручению тогдашнего надзорного органа - комитета защиты прав потребителей при Министерстве нацио­нальной экономики проводили тотальную проверку бутилированной воды на предмет соответствия маркировки нормативным требованиям.

- При этом повсеместно происходил процесс изъятия и снятия с продажи воды. Продукция компании была занесена в реестр недобросовестных производителей в нескольких регионах страны, в частности, в Западно-Казахстанской области. Оказалось, что все предъявленные претензии были безосновательными, при этом был нанесен огромный ущерб и производителям, и бюджетам на всех уровнях, потому что проверки были инициированы в разгар летнего сезона и на пике продаж, - рассказала Мамытбаева.

Президент ассоциации кондитеров Лаура БЕРГИБАЕВА полагает: Казахстан должен находиться в равных условиях с другими странами - участницами ЕАЭС.

- У нас отсутствует контролирующий орган, который проводил бы системную работу с импортируемой продукцией, в отличие от Роспотребнадзора в Российской Федерации или Госстандарта в Беларуси. Они контролируют все аспекты технического регулирования, правила маркировки. Вся казахстанская продукция, экс­портируемая на эти территории, проходит у них довольно жесткую проверку. И у нас в Казахстане тоже должен быть такой орган, - считает Бергимбаева.

Производители опасаются, что проблема упаковки и маркировки, то есть формы, перейдет на содержание.

- Потребитель увидит продукт, который числится в реестре как опасный, и воспримет его как некачественный. Это поставит крест на многих казахстанских товарах. С этим уже столкнулись производители мясной продукции “Кублей”. Они производили помимо тушенки еще и куырдак, который определяли как мясную продукцию, хотя это субпродукт. Естественно, показатели тут не соответствуют, хотя на качестве это никак не отразилось, - сказала руководитель Союза пищевых предприятий Казахстана Марина САБРАЛИЕВА.

Производители пищевой продукции намерены добиваться отмены союзного соглашения в нынешней редакции.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее