4900

Строители дорожного развала

Актюбинские общественники изобличили профильные госорганы региона в полной бесконтрольности шоссейно-путевых работ

Строители дорожного развала
Тротуары по ул. Гоголя перемежаются с пнями.

Остановки общественного транспорта, фонари вдоль улиц и другая инфраструктура так и остались лишь на бумаге после реконструкции автодорог в Актобе и области после сдачи этих объектов в эксплуатацию, миллиарды тенге из местного бюджета зарыты в никуда.

Активисты гражданского общества, решив проверить качество проведенного за последние три года ремонта автодорожных улиц Актобе, настраивались минимум на некачественный асфальт. Однако увиденное превзошло их самые мрачные ожидания.

- Летом наша организация дала старт республиканской акции “Требуй справедливости”. Ее цель - узнать, насколько качественно в городах и районах нашего региона ведется ремонт дорог и как наши власти контролируют этот процесс, - рассказывает руководитель филиала РОО “əділдік жолы” по Актюбинской области Асылбек БАЙМЕНОВ. - Нас изначально насторожило то, каким коротким получился предоставленный облакиматом список отремонтированных дорог и улиц - всего чуть более 20 объектов. А ведь и градоначальник Асхат ШАХАРОВ, и теперь уже бывший глава региона Ондасын УРАЗАЛИН не раз заявляли публично, что в области ежегодно ремонтируется в среднем 100 улиц!

Чиновники не предоставили запрашиваемую активистами информацию в разрезе дорожных объектов и сумм финансирования проектов, и тогда общественники пошли своим путем, погрузившись в сайт госзакупок. Раздобыв нужные данные, они отправились по объектам.

- Улица Ерназарова в Актобе, подрядчик - компания КТП, бюджет - почти 60 млн тенге. По проекту предусмотрены тротуары по обеим сторонам улицы, арыки, укладка железобетонных плит в качестве подъездных путей к каж­дому дому и многое другое. Но ничего этого на деле не оказалось! - комментирует результаты общественной инспекции Асылбек Байменов. - На то, чтобы как следует отремонтировать улицу Турксиб, фирме “АСК құрылыс-компаниясы” был выделен почти 181 млн тенге. Но там строители обошлись только одним слоем асфальта, нет положенных тротуаров, уличного освещения и не установлены дорожные знаки.

По ул. Ерназарова вместе с плитами над арыками бросили еще и бэушные шпалы.

Забывчивость проявила фирма “АСК құрылыс-компаниясы” и во время ремонта улицы Жамбыла, на который было выделено из местного бюджета 156,6 млн тенге: там тоже не везде есть тротуар, а также дождеприемные и смотровые ямы, освещение.

Едем дальше. Бюджет ремонта улицы Керей хана - 173,7 млн тенге. Подрядчик “Стройсервис “БАЙСЫН-А” почему-то решил вопреки проекту не устанавливать там фонари. Этой фирме также был доверен ремонт стоимостью 151 млн тенге улицы Жанибек хана. Там тоже не оказалось фонарей, а также дождеприемников, дорожных знаков и дорожной разметки из стеклошариков. А о качестве ремонта асфальта красноречиво свидетельствуют образовавшиеся вскоре после работ ямы.

Нелитературная лексика вырвалась из уст активистов после увиденного ремонта улицы Утемисова (на него из бюджета было выделено более 100 млн тенге). А на улице Арынова - стоимость ее капремонта 537,6 млн тенге - подрядчик “Абай-Б” забыл оборудовать две остановки общественного транспорта из предусмотренных шести. Еще минус - отсутствие тротуара с асфальтовым покрытием на протяжении 2,5 км.

Чуть лучше ситуация оказалась на улице Гоголя, которую подрядчик “Жалаугер-НС” отремонтировал за 99,5 млн тенге. Там местами хотя бы есть тротуар.

А что же местные жители? Возможно, людей устроило то, что на их улице наконец-то в кои веки проложили новый асфальт - мол, и на этом спасибо. Откуда им знать об освещении, арыках и прочей сопутствующей инфраструктуре, если подрядчики не считают нужным устанавливать на видном месте, как это предусмотрено правилами, паспорт объекта с описанием ожидаемых результатов.

Между тем ответ городских властей по выявленным вопиющим фактам недоделок похож на детский лепет:

- Улицу Утемисова ремонтировала компания “Универсал-Алмас-ИД”. По проекту были преду­смотрены проведение уличного освещения, замена и установка электрических столбов, а также прокладка тротуаров... Но мы открыли улицы, несмотря на то, что не все работы были завершены, поскольку думали об удобстве жителей и автомобилистов. Потом мы совместно с инспекторами центра качества дорожных активов проводили инспекцию на указанных улицах, выявили ряд недостатков и даже сделали подрядчикам замечание об их устранении. Однако они не выполнили ничего из сказанного, после чего материалы на них мы передали в суд. Спасибо за терпение и понимание!

- На некоторых подрядчиков, как мы выяснили, городской акимат действительно подал в суд, но что-то мы не заметили, чтобы кто-то из них остался за бортом госзакупок, - парировал сей пассаж Асылбек Байменов.

Задавались ли вопросами о сомнительном ремонте улиц Актобе народные избранники, неизвестно. В открытом информпрос­транстве таких сведений нет. Разве что в начале этого года депутат Актюбинского областного маслихата, а по совместительству айтыскер Жулдыз КАЗИХАН разразилась критическими стихами о ремонте местных дорог и чаяниях народа, однако публичных раскаяний со стороны властей или подрядчиков ее творчество не вызвало.

Тем временем общественники проверили не только улицы Актобе, но и побывали в районах области. Там тоже сплошные недоделки и косяки. К примеру, в 2018-2020 годах на ремонт части автодороги Актобе - Болгарка - Шубаркудук из бюджета было выделено 739,5 млн тенге. Конкурс на проведение работ выиграла фирма “Ассана ДорСтрой”. Не прошло и двух лет, а асфальт в разных местах расползся, появились трещины и ямы.

Участок Актобе - Болгарка - Шубаркудук после ремонта.

Руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Айбек КАЙЕР и подрядная организация объясняют это тем, что дорога не выдержала неожиданного автопотока, свалившегося на эту трассу, в связи с реконструкцией автомагистрали Актобе - Кандыагаш. Какая боль: с республиканской трассы - да на межрайонную! Услышав такое объяснение во время недавнего объезда разбитых дорог, аким Актюбинской области Ералы ТУГЖАНОВ едва не пришел в ярость:

- Где контроль управления, транспортной инспекции, районных акиматов?! Столько средств было вложено в эту дорогу!.. Как вы объясните это народу?! Как люди должны ездить по такой дороге?! Отвечать будете лично!

В ужасном состоянии на время проверки общественниками оказался и Илекский мост, на строительство которого ушло 7 млрд тенге. Он попросту напоминал полосу препятствий. Впрочем, то, что он в ужасном состоянии, признал и сам акимат - асфальт стелили с технологическими нарушениями.

Эти и другие вопиющие нарушения дорожно-строительных работ гражданские активисты намерены представить руководству страны. По их убеждению, налицо признаки коррупции.

Акмарал МАЙКОЗОВА, фото автора, Актобе

Поделиться
Класснуть

Свежее