2766

Коза с волком тягались

Расследование страшного пожара на ферме, во время которого заживо сгорели десятки животных, буксует уже пятый месяц. Фермер Руслан БУЛУДОВ заявляет: это неспроста

Коза с волком тягались

Булудов теперь, как в известной поговорке: “Хорош молодец - ни коз, ни овец”. Целая ферма с производством деликатесных козьих продуктов уничтожена, ее хозяин разорен. На месте булудовского бизнеса в городе Житикаре Костанайской области, куда любили привозить высоких чиновников, демонстрируя им достижения местного животноводства, пепелище. Но если бы это происшествие случилось по причине головотяпства хозяев, вряд ли стоило бы о нем много говорить.

Однако беда на ферму пришла со стороны, и виновник печальных событий известен. А признать его хотя бы подозреваемым и долж­ным образом провести следственные действия полиция и прокуратура, по сути, отказываются. Булудов заявляет об этом уверенно.

Между тем дело не только в страшном пожаре. Накануне его случилось нападение на дом брата Руслана Булудова.

- Бандиты связали скотчем руки брату и его жене, требовали деньги, обнесли их жилище, - рассказывает фермер. - Я понял сразу, что никто преступников искать не собирается, дело стали оформ­лять как кражу. А какая же это кража, если налицо натуральный разбой?! Поэтому я утром 3 сентября отправился на машине в Костанай. Хотел добиться в департаменте полиции, чтобы дело вели следователи из области. Своим, житикаринским, веры нет. И в тот самый момент, когда я был в департаменте, мне позвонили с сообщением о пожаре.

По трагическому стечению обстоятельств в то время, когда начался пожар, козы были собраны в крытом загоне.

- Не прошло и 15 минут, как ферма полыхнула! - говорит Булудов. - У нас никакого открытого огня быть не могло по определению. А вот у соседей - компании по сбору металлолома - он был постоянно. Они то и дело занимались обжигом различного кабеля, готовя металл к отправке. По моим сведениям, жгли и в тот день. А погода была страшно жаркая, еще и ветер дул. Огонь быстро вышел из-под конт­роля, и они пригнали к месту пожара погрузчик. Тот разгребал горящее месиво, зачерпывал из него и отвозил в сторону - так гасить было проще. Конечно, горящие искры долетели до моей фермы…

Загон, в котором находились козы, вспыхнул как спичка. Он сгорел практически дотла, а вместе с ним заживо сгорели и животные. Прибывшие на место событий пожарные ничего не смогли сделать, тем более что машина первого расчета оказалась не заправленной водой.

Надо сказать, что 3 сентября минувшего года - это еще и дата начала крупнейшего пожара, уничтожившего огромный лес в Аулиекольском районе. Несмотря на то что расстояние между Житикарой и Аулиеколем приличное, сходство причин возгорания налицо. И там и тут - жара, ветер, людская беза­лаберность. Однако, учитывая грандиозный масштаб аулиекольских событий и их трагические последствия, вряд ли приходится удивляться, что на их фоне гибель булудовской фермы осталась совершенно незамеченной. Никем, конечно, кроме фермера Булудова.

- Мы были вынуждены сами фиксировать все, что происходило, - вспоминает Руслан. - Я побежал в РОВД, написал заявление, жду, когда кто-то из сотрудников отправится на место происшествия. А никто не спешит!.. В конце концов после криков и скандалов приехала к нам дознаватель. Она составила кое-какие бумаги, зафиксировала доказательства.

Сотрудники фермы вытащили из пожарища 70 обугленных туш. Животные были сукозные, то есть должны были в скором времени принести приплод. А это значит, что коз погибло как минимум вдвое больше.

- Смотрю, а дело-то не двигается! - вспоминает Булудов. - Пожарные от меня отмахиваются, акт не выдают. Без этого акта полицейские ничего не предпринимают. Неделю я бегал по кабинетам и скоро понял: сам не справлюсь. Нанял адвокатов (и по делу о нападении на брата, и по своему) - лишь тогда, хотя и со скрипом, но все же стало поворачиваться это колесо. Однако меня и моих сотрудников опросили, а соседей, от которых пришел к нам пожар, - нет! С какими-то их работягами поговорили, но ни руководителя, ни учредителя не тронули. Что это такое?!

Булудов не сомневается: дело активно тормозят на разных уровнях. Причина же в том, что руководитель фирмы по сбору металлолома имеет отношение к полиции.

- Он же работал там, в Житикаринском РОВД! - утверждает пострадавший фермер. - Фирма ему досталась от отца, который скончался примерно год назад, подозреваю, что этот человек совмещал работу в полиции и коммерческую деятельность, а из органов уволился лишь после пожара. Поэтому и заглохло следствие. Однако мои подозрения мимо ушей пропускают и в полиции, и в прокуратуре! Игнорируют они эту информацию, не хотят проверять.

За несколько месяцев по делу Булудова сменилось несколько следователей. Они не сделали практически ничего, кроме того, что… потеряли видеосъемку с места пожара. К счастью, у Булудова она сохранилась, и он настоял на том, чтобы эти доказательства были приобщены к делу вновь. Мало-помалу благодаря стараниям фермера и активности адвокатов дело пришло в движение. На допрос даже вытащили учредителя компании. Им, по словам Руслана, оказался 19-летний студент, который признался, что всеми делами фирмы ведает его старший брат.

Однако при всем при том подозреваемого в деле до сих пор нет, как говорится, от слова “совсем”. Почему?

- Все просто, я считаю, - говорит Булудов. - Виновнику пожара предоставили возможность подчистить все, что только можно. Он за это время полностью освободил свою территорию от многотонных куч металлолома. На его имущест­во не только не наложен арест, оно даже не было описано. Это значит, что мои надежды хоть как-то погасить ущерб за счет виновника прак­тически растаяли. Он уже заявил, что предприятие давно бездействует, а деятельность его приостановлена!

Противники пострадавшего фермера времени даром не теряли: видя, что тот не отступает со своими требованиями, они попытались представить дело так, будто пожар - результат поджога. Однако этот номер не прошел. Смехо­творность версии была уж слишком очевидна, и проверку на проч­ность в следственном суде она не выдержала. Но правоохранители без конца назначают экспертизы, некоторые из них - повторно, проводят все новые проверки.

- Мы столкнулись с нарушением норм процессуального законодательства, - считает адвокат Кайрат ЖУСУПОВ. - Мы видим в поведении правоохранителей коррупционные мотивы. Доказательств предостаточно, дело несложное, обстоятельства очевидны. Тем не менее даже на пятый месяц расследования полиция не решается придать статус подозреваемого тому единственному человеку, кто им может быть. И прокурор смотрит на это вопиющее положение дел сквозь пальцы. Я написал уже восемь жалоб, в которых просил соблюсти законность и предпринять необходимые следственные и процессуальные действия. Как о стенку горох!

- Все занимаются волокитой и укрыванием виновного от ответственности, - считает Руслан Булудов. - И никто уже не думает, что город лишился молочной фермы, которая существовала 10 лет. Предприятие уничтожено, производства не стало, налоги платить не могу… А что с той стороны? Выяснилось, что штатных работников в этом металлоприемном пунк­те нет, налоги у них нулевые, и получается, что этот бездействующий, по сути, бизнес уничтожил действующую компанию, продукция которой была на столах по всей области.

Вот вам и Новый Казахстан. Как говорится, коза с волком тягались - рога да копыта остались.

Стас КИСЕЛЁВ, фото автора, Костанай

Поделиться
Класснуть