1567

Быстрее, теплее, светлее?

Чем будет отличаться программа “Тариф в обмен на инвестиции” от инвестпрограммы, которую ежегодно закладывают монополисты в цены за комуслуги? Что изменится для потребителей? Кто будет отслеживать, чтобы деньги на модернизацию сетей шли строго по назначению?

Быстрее, теплее, светлее?

Об этом и не только рассказали представители профильных органов на брифинге в Региональной службе коммуникаций Алматы. Напомним, перейти к политике “Тариф в обмен на инвестиции” распорядился глава государства в декабре прошлого года, подчеркнув, что искусственное сдерживание тарифов чревато веерными отключениями, авариями и, как итог, угрозой здоровью и жизни граждан.

Уже внесены поправки в закон о естественных монополиях и подзаконные акты в части повышения зарплат производственному персоналу. Это поможет сдерживать текучесть кадров на коммунальных предприятиях и увеличит качество предоставляемых услуг. За счет чего увеличится зарплата? В том числе и за счет повышения тарифов для населения, в которые будет заложена и модернизация сетей.

- В Алматы достаточно высокий износ сетей: более 50 процентов - в сферах водоснабжения и водоотведения и более 60 процентов - в сферах тепло- и электроэнергетики, - пояснила руководитель департамента комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ) Миннац­экономики по Алматы Асель БУДЕНЕЕВА. - По предварительным данным, к 2029 году планируется сократить износ сетей до 15 процентов.

На сколько повысятся тарифы на комуслуги в ближайшее время, пока сказать сложно. Ведутся расчеты. Однако рост будет зависеть от уровня износа оборудования и сетей, сложности проводимых работ (ремонт и реконструкция), цен на материалы. Наибольшее вливание дополнительных инвестиций прогнозируется в сферы водоснабжения и водоотведения, потому что тарифы “Алматы су” являются одними из самых низких не только в Алматы, но и в стране.

Ожидаемый эффект от предпринимаемых мер - снижение нормативных потерь в сетях, количества внеплановых отключений и аварий, увеличение сроков эксплуатации модернизируемых объектов.

Руководитель ДКРЕМ отметила, что для получения максимального эффекта от проводимых реформ необходимо изменить подходы в регулировании деятельности монополистов, то есть объединить ряд государственных монополистов в единый орган. По задумке тарифного регулятора это позволит оптимизировать эксплуатационные затраты и повысит инвестиционную привлекательность. Как именно это будет происходить и кого коснется, пока тоже не ясно.

- В тарифе для населения поставщиками комуслуг уже заложена инвестиционная программа. Чем будет отличаться от нее программа “Тариф в обмен на инвестиции”? - спросила я.

- Текущие инвестпрограммы были утверждены до 2025-2026 годов. Однако в связи с тем, что нами велась политика по сдерживанию тарифов, на инвестпрограммы были заложены минимальные суммы. Их хватало только на то, чтобы поддерживать состояние существующего фонда и снижать износ хотя бы на один процент в год. То есть поставщик комуслуг недополучал средства, для того чтобы снизить износ до значительного уровня. А один из принципов программы “Тариф в обмен на инвестиции” - это как раз значительное снижение износа. Будут привлечены частные инвестиции.

- А что с этого будут иметь инвесторы, ведь коммунальные предприятия, как правило, убыточные? Не повторится ли история с частными ТЭЦ, которые остановились этой зимой в Экибастузе и Рудном?

- В Алматы нет частных теплоцентралей, все находится в коммунальной собственности. Скорее всего, будут привлечены инвестиции из бюджета - как республиканского, так и местного. Еще один источник инвестиций - средства потребителей, которые будут платить по тарифам. Сведений по частным инвестициям мы пока не имеем.

- А кто будет проводить мониторинг эффективности? Кто будет следить за тем, чтобы инвестиции шли строго по назначению?

- Мониторинг будет возложен на ДКРЕМ, на отраслевое министерство и акимат. Планируется внедрить практику технического аудита. Привлекут и общественность. Будет индивидуальная оценка экономического и технического состояния каждого монополиста.

- Прошлого директора ТОО “Алматинские тепловые сети” Ерболата АМАНГАЛИЕВА осудили за хищение почти миллиарда тенге при ремонте теплового трубопровода. Нынешний руководитель Куаныш БЕЙСЕМБИНОВ подозревается в получении взятки. Что не так с этой должностью? Может, необходимы структурные изменения? - задали журналисты вопрос руководителю отдела городского управления энергетики и водоснабжения Серикбаю НУРБАКЫТУ.

- В данный момент мы не можем это прокомментировать, так как ведется следствие. Это будет уже вмешательство. Лучше дождаться достоверных данных от правоохранительных органов, - последовал ответ.

Для сведения

Признание смягчает наказание

Гендиректора ТОО “Алматинские тепловые сети” Куаныша БЕЙСЕНБИНОВА подозревают в получении взятки в размере 16 млн тенге. Антикоррупционная служба сообщила, что он полностью признал свою вину.

Под подозрением оказались и другие сотрудники этого коммунального предприятия. Согласно имеющейся информации, 16 млн тенге поступили от поставщика - ТОО “Спецкоммун”. Эти деньги предназначались за покровительство и подписание акта выполненных работ по реконструкции тепловых сетей Алматы.

В настоящее время расследуется дело по пункту 2 части 3 статьи 366 (“получение взятки группой лиц по предварительному сговору”) Уголовного кодекса.

Еще одним регионом, в котором обнаружили нарушение законодательства, оказался город Балхаш.

Бывшего заместителя директора и главного бухгалтера ТОО “Балхаш жылу” подозревают, по данным антикора, в хищении свыше 272 млн тенге путем начисления на карточные счета ныне подозреваемых лиц излишних зарплат. И это при том, что у товарищества имелись задолженности перед поставщиками на сумму свыше 1,5 млрд тенге. Дело расследуется по статье 189 (“присвоение или растрата вверенного чужого имущества”) УК.

- В связи с полным признанием вины подозреваемыми (в Алматы и Балхаше. - Е. Т.) мера пресечения в виде содержания под стражей не применялась, - заключили в антикоре.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть