10326

Бежать за морем

Обмеление Каспия грозит остановкой работы единственного производителя благ цивилизации в Мангистау

Бежать за морем

В Мангистауской области нет ни одного природного водного источника, поэтому пресную воду здесь производят из морской. Однако стремительное падение уровня Каспийского моря отражается на стабильной работе единственного в регионе производителя благ цивилизации - ТОО “МАЭК-Казатомпром”. Так, в середине января из-за стойких морозов в регионе замерзли не только прибрежная часть моря, но и водозаборный канал энерго­комбината ТЭЦ-1. В результате жители Актау и прилегающих населенных пунктов лишились нормального водоснабжения.

Опреснительный завод “Каспий” тоже зависит от монополиста, поэтому воды лишились еще несколько районов и вся туристическая зона, включая отель “Риксос”. Чтобы разморозить канал, на предприятии задействовали водовозы коммунальных служб, которые сливали в канал кипяток. В результате через несколько дней удалось растопить лед и повысить уровень воды в канале.

На предприятии отмечают, что водозаборный канал необходимо углублять.

- Водозаборный канал ТЭЦ-1 протяженностью 700 метров - гидро­техническое сооружение, обеспечивающее охлаждающей водой энергетическое оборудование электростанции. Подводящий канал проложен в выемке в проч­ных глинистых грунтах без специального крепления откосов и с нулевым уклоном дна. С обеих сторон канала имеются ограждающие дамбы. Они предназначены для защиты канала от замыва песком.

Согласно правилам технической эксплуатации электрических станций и сетей все гидротехнические сооружения, находящиеся в эксплуатации более 25 лет, независимо от их состояния не реже одного раза в пять лет подвергаются многофакторному исследованию с оценкой их прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности с привлечением специализированных организаций. По результатам исследований принимаются меры, обеспечивающие работоспособность сооружений. На основании рекомендаций по обеспечению эксплуатационной надежности объекта в настоящее время на водозаборном канале ТЭЦ-1 продолжаются работы для увеличения его глубины, - доложил о текущей ситуации директор департамента по ремонту и экс­плуатации “МАЭК-Казатомпром” Алексей СМОЛЕНСКИЙ.

Мои вопросы о работе предприятия в случае дальнейшего обмеления Каспия посоветовали адресовать специализированным организациям.

Мы нашли такого специалиста. Ракимбека АМИРЖАНОВА знают в регионе в качестве бывшего заместителя акима области. В разные годы он был руководителем представительства иранской государственной судоходной компании “Хазар Шиппинг” в Актау, начальником управления РГП “Актауский порт”, директором порта “Сартас” в Мангистауской области, советником компании НКОК по Мангис­тауской области, начальником департамента по бизнес-развитию ТОО “ТенизСервис”, а также автором проектов портов “Курык” и “Прорва”.

- В бытность заместителем акима Мангистауской области, отвечавшим за промышленное развитие области, мне приходилось сталкиваться как с проблемами МАЭК в целом, так и с проб­лемой водозаборного канала в частности. Дело в том, что, когда город Актау закладывался в начале 60-х годов прошлого века, Министерством среднего машиностроения СССР изначально была запланирована градостроительная концепция города с выводом промышленных предприятий из жилой зоны в так называемую промышленную зону города. И соответственно, в рамках вышеупомянутой концепции все водоснабжение промышленной зоны было заложено, и по сию пору так оно и продолжается, через два существующих водозаборных канала ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, которые находятся на балансе МАЭК. Вода ведь нужна не только жителям, но и для промышленности города и области. Поэтому эффективность работы каналов очень важна со всех сторон, - говорит Ракимбек Амиржанов.

Он отмечает, что в нынешних условиях каналы необходимо углубить и модернизировать. По натурным наблюдениям, проводившимся в северной части Каспия в связи с реализацией гидротехнических проектов (“Прорва”, “Кашаган”), только за последние пять лет уровень моря упал на один метр. Это критическая ситуация, которая требует свое­временного реагирования. Для безопасной эксплуатации МАЭК необходимо привести каналы в надлежащее состояние в соответствии с техническими регламентами ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и опрес­нительного завода “Каспий”.

- Существует несколько методов ведения дноуглубительных работ, - продолжает эксперт. - Если кратко, то их можно разделить на два основных вида: механическое и гидромеханическое (с применением воды) извлечение грунтов. В случае с каналами МАЭК наиболее оптимальным будет применение механического способа с помощью экскаватора с длинной стрелой, установленного на понтоне, или грейферного земснаряда. Кроме того, необходимо согласовать место утилизации или складирования извлеченного грунта (суша или вода в зависимости от места ведения работ).

- В свое время я предложил и реализовал этот метод дноуглуб­ления при реализации проекта “Северное расширение порта Актау”, который располагается рядом с этими каналами. Проектировщики из Алматы предлагали вывозить грунт баржами на расстояние более 25 километров и вываливать его в море. Я же предложил вываливать грунт на суше на территории СЭЗ “Морпорт Актау”. Тем самым мы сэкономили средства, время и убили второго зайца: подняли уровень грунта на территории СЭЗ, которая страдала от подтопления со стороны моря, - рассказывает Ракимбек Амиржанов.

Что касается затрат по времени, то обычно для гид­ротехнических работ требуются разработка и согласование проектной документации, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), проведение конкурса на производство работ, что занимает минимум полгода. Эксперты отмечают, что при активном участии властей региона этот процесс можно сократить до двух месяцев, а сами работы по дноуглуб­лению канала у опытных компаний займут 4-5 месяцев.

Если руководство энергокомбината будет действовать оперативно, то уже к следующей зиме можно углубить канал и избежать чрезвычайных ситуаций. Однако на предприятии ушли от ответа, какие меры там будут предпринимать. Так что нам остается лишь дождаться следующей зимы, чтобы понять, решил МАЭК существующие проблемы или нет.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, Актау

Поделиться
Класснуть