3289

А можно мы всё сами подсчитаем?

Имеет ли право потребитель не пускать в свою квартиру контролера и запрещать фотографировать на его смартфон показания счетчиков? Может ли контролер угрожать штрафом за недопуск к приборам учета? И как избежать долгов, которые вылезают в квитанциях из-за того, что потребители снимают показания счетчиков в одно время, а контролеры - тогда, когда им удобно? Мы, увы, не нашли четких ответов на эти вопросы. Неужели сегодня их в принципе не может быть?

А можно мы всё сами подсчитаем?

В доме, в котором я арендую квартиру, контролеры появляются редко, в удобное для них время. Просят пустить или сфотографировать на смартфон показания приборов учета холодной и горячей воды. Понимая, что это их обязанность, я послушно выполняла все требования. До тех пор, пока не пришло уведомление о задолженности за горячую воду в 20 тысяч тенге...

Как такое возможно? Ведь 20-го числа каждого месяца хозяйка квартиры приходит, записывает все показания приборов учета и оплачивает фактически потребленный объем воды!

- Так и быть, я оплачу этот долг. Но не пус­кай больше этих контролеров! - предупредила меня хозяйка.

В следующий визит контролера я отказалась открывать ему дверь, сказав, что сама все подсчитаю и оплачу, а от его работы только одна путаница. Он же пригрозил выписать мне штраф за недопуск к приборам учета и ушел. А я задумалась: правильно ли поступила?

За ответом мы обратились к одному из поставщиков комуслуг, а именно холодного водоснабжения, - “Алматы Су”. Но, в принципе, по всей стране монополисты работают по единым правилам и стандартам.

В “Алматы Су” пояснили: потребители могут самостоятельно снять показания приборов учета и указать их в личном кабинете на веб-портале предприятия http://www.as-portal.kz. Для этого необходимо знать заводской номер прибора учета, который указан на его лицевой части. Можно отправить и через мессенджер WhatsApp на номер 8-747-3777-444 фото счетчика, на котором четко видны текущие показания и номер прибора учета. Некачественные фотографии и любые текс­товые сообщения игнорируются.

- Однако все перечис­ленные методы передачи показаний не освобождают абонента от обязанности в предоставлении доступа для снятия показаний с ИПУ с фотофиксацией для контролеров, так как именно их снятие показаний является конт­рольным, - уточнили в “Алматы Су”. - Согласно правилам пользования системами водоснабжения и водоотведения населенных пунктов услугодатель не реже чем раз в три месяца контролирует правильность снятия потребителями показаний приборов учета.

- Оснащены ли индивидуальные приборы учета воды возможностью дис­танционной передачи данных?

- Во вновь вводимых в эксплуатацию объектах предусматривается установка приборов учета воды, имеющих высокий метрологический класс с низким порогом чувст­вительности с дистанционной передачей данных. Это требование распространяется и в случае замены неработающих или отработавших установленный срок эксплуатации общедомовых приборов учета воды.

На вопрос, почему бы тогда не отказаться от контролеров в домах, где уже установлены “умные” счетчики, поставщики ком­услуг ответа не дали. Но наши подозрения по поводу того, что контролер может ошибиться или как-то специально накрутить данные, полностью отвергли:

- Это невозможно, так как все показания подтверждаются фотографиями. За исключением случаев дистанционной передачи данных.

- Допустим, потребитель не пустил в квартиру контролера и не дал ему сфотографировать показания. Грозит ли за это какая-то ответственность?

- В законодательстве предусмотрено начисление расчетов нарушения за умышленный недопуск представителя услугодателя к снятию показаний и проверке работоспособности приборов учета воды, технического состояния ввода водопровода и узлов учета. Это закреплено в методике расчета объемов предоставленных услуг водоснабжения и (или) водоотведения населенных пунктов. Такое начисление - пос­ле умышленного недопуска - происходит по полной пропускной способности трубы, на которой установлен прибор учета, с момента последнего снятия показаний прибора учета воды до момента предоставления допуска, - ответили в “Алматы Су”. А в ТОО “Алматинские тепловые сети” добавили: какой-либо ответственности или штрафа за непредоставление доступа к прибору учета не предусмотрено.

Получается, как такового штрафа за недопуск нет, а есть другая методика расчета, которая действует в этой ситуации. Но страшно представить, какую сумму насчитают по этой методике, ведь это все равно что весь этот период держать полностью открытыми все краны, из которых вода шуровала бы во всю мощь...

Мнения экспертов

Кундыз УТЕБЕКОВА, адвокат:

- Согласно правилам пользования сис­темами водоснабжения и водоотведения населенных пунктов потребитель обеспечивает доступ представителей услуго­дателей. Но только в определенных случаях: для осмотра систем водоснабжения и водоотведения, для проведения эксплуатационных работ на этих системах, если они проходят по территории потребителя, для проверки приборов учета и пломб на обводной линии, отбора проб из контрольных колодцев.

Однако в законодательстве отсутствует обязательное требование по допуску в квартиру лиц из организации по водоснабжению. В случае если собственник жилища не доверяет человеку, который представился контролером, он может передать показания счетчика по телефону организации и не впускать в дом указанное лицо. Но следует учесть, что организация в таком случае может составить акт недопуска своего представителя.

Светлана ДРУЖИНИНА, экономист, член региональной комиссии по воп­росам тарифообразования в сферах естественных монополий при совете по тарифной политике комитета по регулированию естественных монополий:

- Ни в одном нормативно-правовом акте нет четкого определения, обязывающего выставлять счет на оплату с 1-го по 31-е число. Есть понятие календарного месяца, который может быть с любой даты. Тем самым у потребителя может сложиться мнение о различных махинациях со стороны монополистов.

Не пускать в квартиру контролеров нет оснований. Но почему возникают расхождения в выставленном счете и оплате? Все банально просто. Поставщики комуслуг снимают показания на одну дату, а потребитель может это сделать в другой день.

- Что делать потребителям, чтобы не было этой разницы в квитанции? Может, стоит договориться с контролером и снимать показания в одно и то же удобное для всех время?

- Договариваться бесполезно. Тут есть человеческий фактор - и забывчивость потребителя, и занятость контролера. Идеально не будет. А разница появляться будет.

- Тогда потребителю и стараться не стоит, пусть показания снимает исключительно контролер.

- У контролеров есть обязанность снимать показания раз в квартал. Но если по электроэнергии еще можно платить по их данным, то по воде я бы не советовала. Дело в том, что если показания не сняты и не занесены ни вами, ни ими, то поставщики услуг могут выставить счет на оплату по норме потребления. А это уже другие цифры.

- Получается, разница будет до тех пор, пока не будет полной автоматизации учета?

- По логике, да. Но в реальности полной автоматизации не будет. Это как раз на днях обсуждали в “Алатау Жарык Компаниясы”. В 2022 году на установку счетчиков с модемом передачи данных потратили 3 млрд тенге, а эффекта нет.

Большой вопрос и по отоплению, где обыч­ный потребитель никак не участвует в снятии показаний, потому что прибор учета тепла общедомовой и находится в подвале. Постоянно появляется то долг, то переплата. Значит, АО “Алматинские тепловые сети” не учитывает показания за календарный месяц, что может наводить на мысль о некорректном начислении не в пользу потребителя.

Екатерина ТИХОНОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Избил, вставив в рот конские удила… Территория выживания
Избил, вставив в рот конские удила…

В Шымкенте в ближайшие дни перед судом предстанет мужчина, обвиняемый в неисполнении родительских обязанностей и в истязании шестерых приемных детей, которых он одного за другим взял в семью всего за три года.

2059