1945

Власти должны прислушиваться к мнению горожан!

Как бороться с уплотнённой застройкой?

Власти должны прислушиваться к мнению горожан!

Сегодняшний тренд, когда жилые комплексы строят впритык друг к другу, лишая жителей солнечного света и возможности припарковать свои автомобили, - проблема всех казахстанских городов. Возмущенные произволом чиновников и застройщиков астанчане создали общественное объединение “Menin Elim Dala” и своими силами добиваются строительства школ, детских садов, поликлиник и зеленых зон.

- Общественное объединение “Menin Elim Dala” мы зарегистрировали в 2022 году. Сначала в него вошли четыре инициативные группы, потом в течение года подключились жители с левого и правого берегов столицы, - рассказывает активистка Айман БЕДЕЛЬБЕКОВА. - В итоге сейчас наше объединение включает 17 инициа­тивных групп, которые горожане создали, чтобы бороться с уплотненной застройкой Астаны.

Группа, в которой непосредственно участвовала я, появилась в 2019 году, когда на пустыре на пересечении улиц Сыганак и Кабанбай батыра компания BI Group собиралась строить бигвилль “Поколение”. Часть их земельного участка захватывала рекреационную зону. То есть по генплану акимат должен был ее озеленить, но вместо этого в нарушение закона отдал эту землю застройщику.

Несколько месяцев мы боролись за участок, в итоге добились того, чтобы вместо бизнес-цент­ров BI Group построил обще­образовательную школу, разбил небольшой сквер, а также уменьшил количество и этажность домов.

Акимат в свою очередь снес крытое футбольное поле, располагавшееся рядом со школой №59, также находящейся неподалеку от рекреационной зоны, и отдал территорию подрядчику для возведения пристройки к этой школе, так как она была одной из самых переполненных в столице: вместо 1200 детей в ней учились более 4 тысяч. Но и там не обошлось без нарушений. Акимат просто забрал крытое поле у его законного арендатора и предложил неравноценный земельный участок. Арендатор подал в суд и выиграл дело: судья обязал местный исполнительный орган предоставить истцу аналогичный земельный участок, чтобы он смог построить спортивный объект.

Борьба горожан за свои интересы идет с переменным успехом, ведь они пытаются противостоять мощному лобби застройщиков.

- Одна из наших инициативных групп добилась, чтобы рядом с ЖК Sport City возвели школу и сквер. Их изначально застройщик обещал построить, но впоследствии акимат изменил план детальной планировки (ПДП), отдав землю частному застройщику, который уже начал рыть котлован под очередной МЖК.

Планировали построить там спортивный комплекс имени Геннадия Головкина и детский сад. Но строительства этих объектов не удалось добиться, потому что подрядчик успел возвести жилой комплекс. Жильцы подали в суд на акимат и застройщика, но не выиграли дело, потому что судья занял сторону дольщиков, которые вложили деньги в строительство, - приводит примеры Айман Бедельбекова. - У инициативной группы жителей ЖК “Алтын Шар”, также входящей в наше объединение, нет ни школы, ни детсада, ни сквера. Более того, рядом с их домом автоцентр Allur Auto планировал построить наземный паркинг. Жильцы обратились в акимат с требованием запретить стройку, и, как ни странно, администрация города пошла навстречу гражданам, поменяв ПДП на сквер вместо паркинга. В ответ автоцентр подал в суд на акимат. Судья выехал на место планируемой застройки и принял решение в пользу жителей!

Отстояли активисты в ходе судебного разбирательства с акиматом и застройщиком школу и сквер в районе ЖК Highvill Park, остановив незаконную постройку МЖК.

Инициативная группа “Highvill Астана” прошла шесть судов и добилась восстановления первоначального ПДП, где преду­смотрено строительство школы вместо МЖК. Строительная компания Highvill даже привлекала в свою поддержку Ассоциацию застройщиков Казахстана и нацпалату “Атамекен”. Сейчас у “Highvill Астана” идет очередной суд по детскому саду, вместо которого хотят построить частную школу.

Кроме того, жители Левобережья смогли отстоять линейный парк, на месте которого хотели возвести 18 высотных домов. И таких историй масса, потому что решения, принимаемые акиматом, неподконтрольны народу.

Интересуюсь у Айман: если застройщик уже возвел жилой комп­лекс, можно ли добиться, чтобы он снес его и построил социальные объекты, если изначально они были предусмотрены планом детальной планировки?

- Жители могут требовать, чтобы акимат обязал застройщика снести незаконно возведенный дом и построить на его месте социальный объект, но в таких случаях застройщик подает иск. В суде он, как правило, говорит, что построил объект на деньги дольщиков и, если снесет дом, не сможет вернуть им вложения. Даже если стройкомпанию объявят банкротом, деньги людям никто не вернет, - поясняет Айман.

Уже несколько лет объединение “Menin Elim Dala” добивается, чтобы акимат проводил общественные слушания перед строительством каждого значимого объекта на территории города.

Согласно пункту 2 статьи 13 закона о градостроительной деятельности перед строительством любого объекта, как государственного, так и частного, акимат и застройщик обязаны провести с жителями обсуждение проекта. Но в столице такие слушания никогда не проводились.

- Акимат игнорирует закон, чтобы самолично решать, кому и где отдать участок, нарушая при этом строительные нормы и правила по расстоянию между домами и озеленению, - возмущается Айман.

Она объясняет: для комфорт­ной городской жизни плотность населения на один гектар должна быть не более 440 жителей. А в столице во многих кварталах этот норматив превышен более чем вдвое. На одного человека должно приходиться минимум пять квадратных метров деревьев и газонов. Но Айман приводит в пример микрорайоны за “Хан Шатыром” или по проспекту Туран - там словно каменные джунгли.

- Мы несколько раз встречались с заместителем директора комитета по делам строительства и ЖКХ Министерства индустрии и инфраструктурного развития Бахытжаном ЖУНИСБЕКОВЫМ. И он заявил, что норму об общественных слушаниях министерство включило в проект Градостроительного кодекса. Теперь встает второй вопрос: как обеспечить достоверность этих слушаний? - переживает общественница.

Айман Бедельбекова поясняет, что в законе о градостроительной деятельности не прописан регламент проведения таких слушаний, он должен быть разработан на местном уровне. Их объединение настаивает, чтобы общественность тоже участвовала в разработке регламента.

В мае прошлого года, когда маслихат принимал правила архитектурного облика столицы, представители Menin Elim Dala заявили о необходимости проведения общественных слушаний и предложили готовый вариант рег­ламента, который они разработали. Но депутаты маслихата проигнорировали их предложения. Общественников футболили из акимата в министерство и обратно: в управлении архитектуры и градостроительства акимата заявили, что якобы не уполномочены разрабатывать этот документ, потому что соответствующее указание должно дать МИИР. А в МИИР ответили, что не могут дать эти указания, так как это компетенция не министерства, а... акимата.

- Акимат прекрасно понимает, что обязан разработать регламент, но специально затягивает этот процесс, чтобы были развязаны руки и можно было кулуарно решать вопросы застройки города, - считает Айман Бедельбекова. - В течение нескольких лет, пока акимом был Алтай КУЛЬГИНОВ, мы твердили, что у нас есть готовый регламент, предлагали вынести его на заседание общественного совета маслихата. Но никакой реакции не было.

- Новому акиму говорили о необходимости общественных слушаний по вопросам застройки?

- С Женисом КАСЫМБЕКОМ мы встречались несколько недель назад и изложили суть вопроса. Аким спросил у присутствовавших на этой встрече руководителей управлений, почему до сих пор не проводят общественные слушания, и поручил в кратчайшие сроки разработать соответствующий регламент, так как “в этом нет ничего сложного”. Вместе с тем Касымбек пообещал, что впредь вместо объектов социальной инфраструктуры никто не будет строить многоквартирные жилые комплексы.

Но хотелось бы, чтобы это решение не зависело от личности градоначальника, а было законодательно закреплено. Замечу: с тех пор как Жениса Касымбека назначили акимом, он уже дваж­ды провел встречи с нашим объединением. А Алтай Кульгинов ни разу нас не принял. Единственный раз, в 2020 году, он отправил к нам неподготовленных рядовых сотрудников департаментов, которые абсолютно не владели ситуацией.

Совет всем горожанам от Айман Бедельбековой:

- Наше благополучие зависит от нас самих. Граждане должны сами контролировать законность застройки города. Юристы нашего объединения выясняли, на каких основаниях передана земля, запрашивали историю ПДП, генплан. На что акимат отвечал: это секретная информация. Мы сделали запрос в прокуратуру, и нам ответили, что конфиденциальной является только информация о системе водоснабжения города, а остальное - нет! В итоге мы добились, чтобы акимат выдал нам эти документы. И тогда мы увидели множество нарушений генплана. Вместо спортивных центров и зеленых зон уже наляпали МЖК. И все это делают кулуарно, кромсая генплан. Поэтому общественные слушания - это единственный способ профилактики коррупции и нарушений законов в строительной сфере. Мы надеемся, что соответствующие поправки в закон о градостроительной деятельности внесут как можно скорее, вопреки лобби застройщиков, которые сидят в маслихате.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Астана

Поделиться
Класснуть

Свежее

Избил, вставив в рот конские удила… Территория выживания
Избил, вставив в рот конские удила…

В Шымкенте в ближайшие дни перед судом предстанет мужчина, обвиняемый в неисполнении родительских обязанностей и в истязании шестерых приемных детей, которых он одного за другим взял в семью всего за три года.

2179