1388

До сих пор расхлёбываем

Неожиданной статьей расходов в госбюджете обернулся трагический январь прошлого года. Суды, по крайней мере Восточного Казахстана, завалены исками тех, кого вместе с другими участниками массовых беспорядков без разбора “загребали” правоохранители, но не смогли доказать их вину.

До сих пор расхлёбываем
Площадь Республики в Усть-Каменогорске 5 января 2022 г.

В Усть-Каменогорске беспорядки, сопровождавшиеся насилием в отношении силовиков, погромами и поджогами, происходили на площади Республики, в районе облакимата примерно до часа ночи 6 января. В ту же ночь, а также последующие дни начались массовые задержания. В числе задержанных был, к примеру, молодой человек по имени Нуржан. 11 января его поймали и продержали под стражей вплоть до 18 марта, отпустив потом под подписку о невыезде. И лишь в декабре, спустя почти год, выяснилось, что в его действиях нет состава правонарушения, предусмот­ренного статьей 272 Уголовного кодекса (“массовые беспорядки”).

Почему так вышло, действительно ли он необоснованно попал под подозрение или это недоработка следствия, судить не беремся. Но вот что, по словам мужчины, к слову, отца троих детей, ему пришлось пережить за эти долгие 11 месяцев. У него арестовали все имущество: дом, земельные участки, автомобиль, деньги, а также изъяли сотовый телефон. Семья испытывала материальные трудности. Но это еще цветочки. По версии мужчины, в течение 10 дней после задержания сотрудники полиции применяли к нему физическую силу. Однако это ничем не подтверждено: судебно-медицинскую экспертизу он не проходил. Свои нравственные страдания Нуржан оценил в 20 миллионов тенге. Однако по решению суда он претендует на выплату из рес­публиканского бюджета лишь 700 тысяч тенге в качестве компенсации морального вреда.

Этот мужчина стал не единственным, кто обратился в суд по тому же поводу. Другой восточно­казахстанец, голословно жалуясь суду на избиения и психологическое давление со стороны силовиков во время следствия, отсудил у Минфина 500 тысяч тенге (вместо желаемых 25 миллионов).

В отношении еще одного задержанного по имени Еркебулан уголовное преследование также прекратили лишь в декабре. И снова в действиях мужчины не нашли признаков правонарушения, в котором его подозревали. Обращаясь в суд за компенсацией морального вреда в размере 10 миллионов тенге, истец пояснил, что один воспитывает несовершеннолетнего сына и во время его ареста ребенок был вынужден скитаться по родственникам.

В связи с этим случаем казна опустошится еще всего на 700 тысяч тенге.

Примечательно, что попытать счастья в плане взыскания компенсаций пробовали даже те, кто был осужден за призывы и участие в массовых беспорядках по статье 272 Уголовного кодекса. В частности, устькаменогорец Акжол МЕРГЕНЕВ, который получил в качестве наказания девять месяцев лишения свободы условно.

Наряду с ним в прошлом году на скамье подсудимых оказались еще 12 человек, среди которых стоматолог, студент, проходчики и другие рабочие, проживающие в Усть-Каменогорске и близлежащих селах. На них-то, выходит, и повесили ущерб, причиненный акимату, банку и департаменту полиции Восточно-Казахстанской области.

Подсудимых обвинили в том, что они наряду с другими “неустановленными следствием лицами” подошли к облакимату с тыльной стороны, пробрались во двор Народного банка по соседству и стали кидать камни и трубы в сторону акимата и силовиков. В результате ранения получили семь человек, державших оборону.

Ущерб банку составил больше 3 миллионов тенге, акимату - свыше полумиллиона тенге, обл­департаменту полиции - более 2 миллионов тенге. Интересно, что в случае с ДП январские потери особо не афишировали. Из судебных документов удалось узнать, что на “поле боя” были утрачены восемь наручников, 12 комплектов защитных щитков, 33 резиновые палки, также был поврежден водомет.

К слову, история Акжола Мергенева весьма показательна. В январе прошлого года его за участие в митинге арестовали на 15 суток в административном порядке, а в марте правоохранители вдруг решили, что в его действиях все же есть признаки уголовно наказуемого деяния. Но в июне постановление специализированного адмсуда Усть-Каменогорска было пересмотрено по вновь открывшимся обстоятельствам, производство по делу в отношении Мергенева прекращено. Вот за это он, собственно, и “обиделся”, что зря отсидел 15 суток. В возмещении морального вреда ему отказали.

Елена СУПРУНОВА, Усть-Каменогорск

Поделиться
Класснуть