1848

Неприязнь по-соседски

В одном из крупных аграрных хозяйств Северо-Казахстанской области сорвана посевная кампания: сгорели 724 тонны семенного зерна. В полиции расследуют дело о поджоге. А владелец хозяйства заявляет, что беду можно было предотвратить, будь правоохранительные органы более внимательны к его обращениям.

Неприязнь по-соседски
Пожар на зерновых складах.

В самый разгар посевной в крестьянском хозяйстве “Барс”, которое находится в селе Золотая Нива района имени Магжана Жумабаева, работа замерла. В ночь на 6 мая здесь сгорели три склада. В хозяйстве рассказывают, что очагов возгорания было несколько. В уцелевших строениях были заметны следы от солярки: три амбара все-таки удалось спасти.

Но спустя несколько дней, под утро 10 мая, загорелись и они. В двух складах хранилось зерно, предназначенное для посева, - более 720 тонн. Огонь повредил и сушильное оборудование. Глава крестьянского хозяйства Бари АМОЕВ говорит, что на восстановление этого понадобится не меньше 730 миллионов тенге.

В районном отделе полиции сообщили, что ведут расследование по статье об умышленном уничтожении чужого имущества. Следствие ссылается на тайну, но, по словам Амоева, спустя несколько дней в рамках этого дела все-таки был задержан аграрий, чьи поля находятся по соседству с наделами Амоева.

И это совершенно удивительный поворот. Последние несколько лет в этих краях происходят настоящие бандитские разборки. Были расследования и суды по уголовным делам, но сосед Амоева каждый раз оказывался ни при чем.

О злоключениях 70-летнего Бари Амоева мы уже рассказывали не раз (в частности, см. “Странности следствия”, Время от 2.11.2022 г.). Осенью 2020 года ему чудом удалось выбраться из горящего дома. Пожар случился ночью. Дверь снаружи была заблокирована ломом.

В прошлом году Амоева жестоко избили.

Следствие тогда доказало, что это был поджог, но судили поджигателей за умышленную порчу имущества, а вовсе не за попытку убийства. Осужденные на три года лишения свободы вышли из тюрьмы уже через шесть месяцев. А еще через полгода один из поджигателей, Виталий ПОПАНДОПОЛ, в компании с другими мужиками избил Амоева в полях недалеко от деревни.

В результате того нападения 26 апреля 2022 года у старика диагностировали сотрясение мозга, перелом носа, контузию глазного яблока, многочисленные кровоподтеки, а также перелом шести ребер справа и двух слева.

Следствие считает, что обидчиков было трое: Назымбек КЕНЖЕБАЕВ, Попандопол и Жикемурат БУБЕШЕВ. Кенжебаева уже осудили на семь лет лишения свободы за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, отбывать наказание он будет в учреждении максимальной безопасности. Попандопол, по неподтвержденной информации, сумел сбежать. А суд над Бубешевым еще не закончен. Самому Амоеву присудили штраф в размере 100 МРП за угрозу оружием.

Однако Бари Амоев утверждает, что в тот вечер на полевой дороге обидчиков было не трое, а четверо: его избивали под руководством и по приказу того самого соседа Александра КИНЦЕЛЯ по прозвищу Буржуй. И даже приводит доказательства: на мобильном Амоева, пока того избивали, был включен диктофон. Впрочем, запись приобщили к материалам дела отнюдь не сразу, а уже в суде.

Прошло больше года, но сосед Амоева числится свидетелем. 4 мая 2023 года на процессе по делу Бубешева Александр Кинцель дал показания: он рассказал, что у них с Амоевым неприязненные отношения еще с 2005-го. Причина - земельный спор. По словам Кинцеля, пайщики хотят уйти от Амоева к нему, а тот их не отпускает.

В тот же день адвокат Амоева заявил в суд ходатайство о выделении частного постановления по факту нанесения тяжкого вреда здоровью Амоева Кинцелем. Спустя два дня, в ночь на 6 мая, в Золотой Ниве горели склады.

Все эти годы крестьянское хозяйство “Барс” умудряется держаться на плаву, несмотря на то что работают тут как на пороховой бочке. В 2019-м был полностью разграблен его хлебоприемный пункт, собственник тогда оценил ущерб в сотни миллионов тенге. Но в материалах дела сказано о краже цветного металла, цена которого по сравнению с оборудованием ХПП копейки. В августе 2022 года кто-то поджег уже сваленную на полях пшеницу. Однако 20 тысяч гектаров земли здесь обрабатывают каждый год без кредитов и долгов.

Но недавний пожар сильно подкосил. В мае, когда день год кормит, такое происшествие может поставить крест на всем сельскохозяйственном сезоне.

- У нас здесь сегодня хуже, чем в 1990-х, - сокрушается Амоев, который возделывает эти поля почти четыре десятка лет. - Сегодня надо думать, как выжить, чтобы не убили!

Ульяна АШИМОВА, Петропавловск

Поделиться
Класснуть