2000

Земля опустошённая

Мы сделали подборку громких скандалов последних лет, связанных с природным резерватом “Семей орманы”, где погибли 15 человек, пришлось эвакуировать сотни местных жителей и подсчитывать ущерб от десятков тысяч гектаров уничтоженного леса

Земля опустошённая

На сайте Агентства по противодействию коррупции еще в ноябре 2021 года был опубликован любопытный документ, который почему-то не привлек к себе широкого внимания. Это справка по итогам внешнего анализа коррупционных рисков деятельности “Семей орманы”. Не отсюда ли стоит раскручивать расследование страшного ЧП последних дней?

Планировали задним числом?

Последняя инвентаризация лесного фонда в резервате проводилась аж в 2004 году. То есть лесовосстановительные работы планировали и проводили на основании данных 17-летней давности! А это, по мнению антикора, коррупционный риск, так как “возможно списание бюджетных средств по участкам, где произошло естественное восстановление древостоя”.

Госзакупки у родственника

“Возмутительный факт недобросовестного отношения к государственным деньгам” - так антикор назвал договорные отношения резервата с ИП “Шахворостова”, с которым в марте 2020 года был заключен договор на приобретение ГСМ на сумму 161 542 080 тенге. “Семей орманы” все оплатил, однако ГСМ в полном объеме не поставили.

Из-за срыва поставок филиалам пришлось использовать объемы ГСМ из неприкосновенного запаса! Но руководство резервата даже не попыталось включить ИП “Шахворостова” в перечень недобросовестных поставщиков. Более того, на следующий год с этим же поставщиком снова заключили аналогичный договор, но уже на сумму 241,2 млн тенге! Почему?

“Единственное возможное объективное объяснение лояльного отношения резервата к ИП “Шах­воростова” было установлено в ходе изучения личных дел его работников. Так, согласно авто­биографии директора канонерского филиала Симоненко С. И., он состоит в гражданском браке с Шахворостовой Я. В. Данные обстоятельства более чем достаточно свидетельствуют о попустительском отношении должностных лиц резервата к вверенным материальным ценностям государства”, - отметили в антикоре.

Лишь бы купить

В августе 2020 года резерват закупил 35 видеорегистраторов на общую сумму 1 238 475 тенге и передал под материальную ответственность работникам по лесоохранной деятельности. Но в реальности приборами так и не пользовались. Госпредприятие только зря потратило деньги.

“Об абсолютной бесполезности видеорегистраторов свидетельствует тот факт, что результаты видеофиксации не использованы ни в административной практике, ни в иной ежедневной деятельности резервата…” - отметили коррупционные риски в антикоре.

Рубили и продавали

18 мая 2021 года антикоррупционная служба по Восточному Казахстану возбудила уголовное дело по факту взяточничества при распределении лесопродукции, полученной в результате санитарной вырубки леса. Подозреваемыми оказались тогдашний генеральный директор “Семей орманы” Ашим БЕЛЬБЕЕВ и два его заместителя.

“Установлено, что в текущем году (2021-м. - Е. Т.) резерватом реализована лесопродукция в объеме 6393 кубометра общей стоимостью 39 млн тенге, то есть средняя цена за один кубометр лесопродукции составила всего 6100 тенге. Притом что рыночная цена на лесопродукцию на территории города Семея достигает 45 000 тенге за один кубометр”, - резонно возмутились проверяющие.

По данным антикора, лесопродукция по рыночным ценам мог­ла принести в бюджет резервата дополнительные 287 млн тенге, однако этого не произошло. Кроме того, проверка выявила, что теневой оборот в этой сфере мог достигать 248 млн тенге.

Прокуратура заинтересовалась

В феврале этого года природным резерватом “Семей орманы” заинтересовалась прокуратура. Во время проверки надзорный орган выявил 1890 фактов незаконной рубки леса. Ущерб составил более 73 млн тенге.

“В незаконную заготовку древесины оказались вовлечены и сами сотрудники резервата. Они уводят от ответственности лиц, причастных к хищению лесопродукции, отпускают лес без оплаты и заключения договоров с лесозаготовителями. Все это привело к дополнительному ущербу”, - сообщили тогда в прокуратуре.

Посадили всю верхушку

29 мая этого года специализированный межрайонный суд по уголовным делам по Абайской области вынес приговор в отношении руководства природного резервата “Семей орманы”. Трое руководителей государственного учреждения, а именно Ашим Бельбеев и два его заместителя, признаны виновными в создании и участии в организованной преступной группе и получении от предпринимателей взяток на системной основе в сумме от 700 тысяч до 13 млн тенге.

Трое руководителей резервата осуждены на десять лет, а пятеро взяткодателей приговорены к срокам от полутора до трех с половиной лет лишения свободы.

К чему всё это привело

В ДЧС Абайской области сообщили: в прошлом году лес в семейском резервате горел 260 раз. А лесники жалуются, что не могут вовремя локализовать пожары и предупредить их, потому что материально-техническая база изношена. Этот показатель составляет 48 процентов. По словам и. о. директора “Семей орманы” Мурата КАРИМОВА, автопарк давно устарел. Всего в резервате около 70 пожарных машин, возраст стецтехники превышает 30, 40 и даже 50 лет.

- Материально-техническое обеспечение очень слабое. Есть несколько машин 2014 года выпуска, а остальные 1970-х, 1980-х и 1990-х годов выпуска. Когда в день происходит несколько пожаров, то не хватает техники, потому что территория леса труднодоступная для транспорта, простые машины не пройдут. Даже КамАЗы и “уралы” порой не могут про­ехать, - сообщил он журналистам. - Когда начался этот пожар, четыре-пять машин не доехали до места вызова и сломались.

Между тем директор общественного объединения “Əділдік жолы” Дидар СМАГУЛОВ, долгое время проработавший в антикоррупционной службе, заявил: закуп техники в резервате производился в 2011, 2014, 2021 годах. Неужели только на бумаге?

“Всего на балансе учреждения значилась 391 единица транспорта, причем не старого - средний его возраст составляет 14 лет. Среди них 12 автобусов, 148 автомобилей, 169 тракторов, 20 пожарных автоцистерн и 12 малых лесопатрульных пожарных комплексов. Но вот только почему погибшие были вынуждены выезжать на пожар на личном транспорте? Почему на месте событий мы видим устаревшую технику времен Советского Союза?” - задался он вопросом.

Кроме того, Смагулов выяснил: на госзакупки “Семей орманы” с 2016 года было выделено 5,3 млрд тенге. “На встрече с главой государства родственники героев просто шокировали всю страну: оказалось, что у погибших не было никакого защитного обмундирования - ни защитных костюмов, ни кислородных масок, кто-то был просто в туфлях. Даже в рациях не было батареек. Ну как так-то? Их просто отправили на верную смерть”, - пишет Смагулов.

Пообещали и забыли

На сайте Агентства по противодействию коррупции можно найти информацию не только о коррупционных преступлениях. К примеру, новость от 3 декабря 2022-го озаглавлена так: “С 2023 года заработную плату работникам государственного лесного природного резервата (ГЛПР) “Семей орманы” повысят в два раза”. Тогда представители антикора встречались с личным составом лесного хозяйства. На той встрече руководитель департамента антикоррупционной службы Абайской области Адильхан САБУРОВ отметил: “Охраной лесов занимаются люди, чья заработная плата традиционно самая низкая в стране” - и предложил принять меры по улучшению условий труда работников.

Тогда же министр экологии и природных ресурсов Сериккали БРЕКЕШЕВ пообещал, что с 2023 года заработную плату работникам резервата повысят как минимум в два раза. Но теперь стало известно, что чиновники навешали лапшу на уши лесникам. Повышение опять только обещают. В этот раз с 1 июля. А пока на сайте qyzmet.kz размещена вакансия лесника для букебаевского филиала резервата “Семей орманы” с зарплатой… от 72 267 до 81 192 тенге…

Зато нет вакансий бухгалтеров, которых, по данным антикора, в резервате было аж 58 единиц!

Екатерина ТИХОНОВА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее

Избил, вставив в рот конские удила… Территория выживания
Избил, вставив в рот конские удила…

В Шымкенте в ближайшие дни перед судом предстанет мужчина, обвиняемый в неисполнении родительских обязанностей и в истязании шестерых приемных детей, которых он одного за другим взял в семью всего за три года.

2395