5157

Чтоб “газели” не наглели

Как теперь будут работать платные парковки в самом большом городе страны? Первое интервью нового директора “Алматы паркинга” Владимира НИ

Чтоб “газели” не наглели

- На прошлой неделе акимат распространил пресс-релиз, где попытался объяснить алматинцам, что сейчас происходит с парковками. Опубликовали его после того, как в городе пошла волна возмущения. На местах платных парковок начали демонтировать знаки, и возник вопрос: кому и за что мы все это время платили и продолжаем платить?! И только в этот момент появилась официальная информация. Почему не раньше?

- Это совпадение. Пресс-релиз мы опубликовали не потому, что возникли вопросы. Мы начали менять знаки на тротуарных парковках 11 июля, через несколько дней появился пост в соцсетях (его написал общественный деятель Санжар БОКАЕВ. - О. А.). На тот момент пресс-релиз был на стадии подготовки. Мы чуть-чуть не успели выдать его раньше.

Владимир НИ.

Сначала нам нужно было оценить объем предстоящей работы и понять, когда мы ее закончим. Без этого мы не могли указывать какие-то даты в пресс-релизе. Как только техническая служба предоставила нужную информацию, мы запустили ее в СМИ. Здесь нет ничего секретного, но получилось, что один-два дня стали решающими.

- Акимат вообще очень мало говорил о том, что происходит с парковками, хотя в муниципальную собственность их передали в апреле 2022 года. Отсюда и кривотолки, и негатив. К чему такая закрытость? Что мешало рассказать о проекте?

- В “Алматы паркинг” я пришел в конце октября 2022 года - более чем через полгода после того, как эту компанию создали. Мы занимались текущей работой, тогда не о чем было рассказывать. Постепенно решали задачи, которые перед нами поставило руководство города.

Первая - стать независимыми от внешних поставщиков программного оборудования. “Алматы спецтехпаркинг сервис” и AlanParking работали с российской компанией, которая предоставляла лицензированное право на использование своего программного обеспечения. Это определенные риски, которые могли возникнуть в случае форс-мажора.

Мы не хотели, чтобы компания “Алматы паркинг” - коммунальное государственное предприятие - зависела от внешних игроков. Рассматривали разные варианты. В итоге одна казахстанская компания безвозмездно передала нам собственное программное обеспечение.

Эта платформа уже прошла тес­тирование. Мы интегрировали ее с банками второго уровня, через которые можно будет проводить оплату за парковку (пока их два, но к концу года, надеюсь, их количество увеличится). Сейчас как раз перезапускаем систему и теперь будем работать на новой платформе.

Вторая задача - запустить сис­тему платных парковок в обычном режиме. И это тоже дело ближайшего времени.

- Что вашей компании досталось от “Алматы спецтехпаркинг сервиса” и АlanParking?

- “Алматы спецтехпаркинг сервис” и АlanParking принадлежали компании RR2. Она инвестировала средства в обустройство парковочных пространств, и на ее балансе находились основные средства компаний и имущество. Нам передали два юридических лица - “Алматы спецтехпаркинг сервис” и АlanParking - вместе с сотрудниками и финансовыми обязательствами, которые бывшие операторы платных парковок взяли перед своими партнерами, например теми, которые предоставляли услуги по видеофиксации парковочных зон.

Автомобили, на которых производилась фиксация, принадлежали аутсорсинговой компании, с которой у “Алматы спецтехпаркинг сервиса” был договор. Но оборудование, установленное на этих машинах, числилось на балансе материнской компании RR2. И парковочные терминалы (паркоматы) принадлежали ей, поэтому также нам не перешли.

Мы отказались от установки новых терминалов и хотим уйти от наличной оплаты в безналичную. Заплатить за парковку можно будет через единый QR-код, мобильное приложение нашей компании “Парковки Алматы” (оно доступно на play market и app store), на нашем сайте и т. д.

- Как долго в Алматы не вы­писывали штрафы за неоплаченную парковку?

- Около восьми месяцев. Но биллинговая платформа, через которую с момента запуска платных парковок (в 2016 году. - О. А.) шел сбор информации и оплата, все это время действовала. “Алматы спецтехпаркинг сервис” и АlanParking продолжали работать теперь уже на основании заключенных с акиматом Алматы договоров. Сейчас мы полностью забираем задачи по администрированию парковок. Теперь все будем делать сами.

15 июля 2023 года “Алматы спецтехпаркинг сервис” на всех платных парковках тротуарного типа (расположенных вдоль дорог. - О. А.) отключил биллинговую платформу. Произошло это по согласованию с нами. Вдоль дорог временно можно парковаться бесплатно - до тех пор, пока мы не установим новые информационные таблички с указанием зоны паркования, времени и способов оплаты.

Сейчас оплата принимается только за стоянку на парковках площадочного типа (преимущественно возле базаров в районе Северного кольца. - О. А.).

- Куда уходили деньги, которые автомобилисты платили за парковку начиная с апреля 2022-го по 15 июля 2023 года?

- Они находятся на счетах “Алматы спецтехпаркинг сервиса” и AlanParking. (В дальнейшем эти два ТОО будут реорганизованы, каким путем - будет решать акимат.) Совокупно это около 600 миллионов тенге.

- Почему эти деньги не на счете “Алматы паркинга”?

- Компания RR2 подписала договор дарения: два ТОО, администрировавших платные парковки, перешли в собственность города. До сих пор идут процедуры перерегистрации. Эти деньги перейдут на наш счет, как только будут согласованы все юридические моменты. Это должно произойти в ближайшее время.

- Цифру 600 миллионов тенге акимат называл весной, она должна была вырасти за это время. Вы можете назвать точную сумму, которая перейдет “Алматы паркингу”?

- 600 миллионов - официальные данные акимата. Мы пока не имеем доступа к этой информации, и у нас нет других цифр. Я знаю, что какие-то деньги все это время поступали на счет компаний (люди продолжали платить за парковку), небольшая их часть уходила на операционные расходы (скажем, на зарплату сотрудников “Алматы спецтехпаркинг сервиса” и AlanParking, которые все это время работали), но глобально эти средства никуда не расходовались. Они, повторяю, перейдут “Алматы паркингу”, а мы передадим их в бюджет по окончании календарного года.

- Новые знаки на парковках начали менять в Медеуском районе. Именно там платные стоянки заработают в первую очередь. Давайте определимся, когда именно это произойдет.

- Предварительная дата запуска платных парковок в Медеуском районе - 1 августа. Мы заранее объявим точную дату. Ориентировочный старт работы парковок в Алмалинском районе - 20 августа, в Бостандыкском - до начала сентября. В идеале к 1 сентября мы должны запустить систему. Но, опять же, что-то может измениться.

- Каким образом деньги, полученные от парковок, будут распределяться по районам? Ведь они приходят на один счет.

- Парковки, расположенные в разных районах, имеют свою нумерацию: в Медеуском она начинается с цифры 6, в Алмалинском - с двойки, в Ауэзовском - с тройки, в Бостандыкском - с четверки и т. д. В конце года мы будем передавать деньги в бюджет города и предоставлять статистику о том, из какого района какое количество средств пришло. Акимат будет их распределять по районам. В рамках программы “Бюджет народного участия” они пойдут на благоустройство.

- С какого момента снова нач­нут оформлять штрафы за неоплаченную парковку?

- Сразу же. Объявили, что парковки заработали в Медеуском районе, значит, с этого момента нужно платить, иначе придет штраф. У нас есть договор с компанией, которая готова безвозмездно предоставить услуги по видеофиксации. Медеуский район небольшой, на первых порах нам хватит двух-трех машин для этих целей. Параллельно мы объявили тендер, ищем партнера, который будет заниматься этой работой в дальнейшем.

- Ерболат ДОСАЕВ анонсировал возможное увеличение платы за парковку и внедрение дифференцированного тарифа. Каким он может быть? Вы можете назвать хотя бы предварительные цифры?

- Этим вопросом занимается не наша компания, но я знаю, что работа идет. Думаю, вскоре информацию озвучат. Я считаю, что стоимость парковки снижать не нужно. Где-то оставить 100 тенге в час, там, где идет большая загрузка, я бы и 1000 тенге в час поставил. Но это решать не мне. Пока нет никакой конкретики.

- Раньше можно было купить месячный абонемент на парковку за 6000 тенге и не платить по часам. Абонементы сохранятся?

- Нет, абонементы мы отменим из-за того, что этой опцией зло­употребляли. Например, абонемент покупали владельцы “газелей” и целыми днями торговали с них на парковочных местах в разных частях города. Мало того что сутками занимали место, так еще горы мусора после себя оставляли. Поэтому абонементов не будет, но сохранятся льготы для всех категорий граждан, предусмотренные ранее, и резидентская парковка. Пока не знаю, изменится ли ее стоимость, это будет зависеть от решения акимата по новым тарифам.

- Как вернуть деньги, которые автомобилисты положили на абонентский счет через приложение или сайт АlanParking, действовавшие ранее?

- Они могут написать заявление о возврате денежных средств и отправить его на электронную почту info@aparking.kz. Необходимо приложить следующие файлы: заявление в свободной форме на возврат средств с указанием номера личного кабинета AlanParking, копию свидетельства о регистрации автотранспортного средства, IBAN-счет карты, а также копию удостоверения личности. Через несколько дней деньги поступят на расчетный счет, указанный в заявлении.

Наша справка

Коммунальное государственное предприятие “Алматы паркинг” соз­дали для работы с системой платных парковок, которые в апреле 2022 года перешли в собственность акимата Алматы. Ранее они принадлежали двум частным компаниям: ТОО “Алматы спецтехпаркинг сервис” администрировало парковки тротуарного типа, расположенные вдоль дорог, ТОО “AlanParking” управляло площадочными стоянками, расположенными у городских рынков. Оба ТОО принадлежали компании RR2, владельцем которой был ныне осужденный бизнесмен Кайрат БОРАНБАЕВ.

Оксана АКУЛОВА, фото Андрея ХАЛИНА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть