2077

За всё в ответе

Рудник Аксу, что в Акмолинской области, добывающий золотосодержащую руду и расположенный в одноименном поселке, очень сильно отличается от шахт Бестобе. В Аксу работа кипит круглые сутки, стабильнотрудоустроены более 700 местных жителей, отдельно зарабатывают предприниматели, обеспечивающие работников предприятия АО “Алтыналмас” трехразовым горячим питанием, и охранное предприятие. Словом, жизнь в Аксу значительно отличается от искусственнонагнетаемого кризиса в Бестобе. Впрочем, обо всем по порядку.

За всё в ответе

Попасть на рудник - задача не из простых: я приехал туда на полицейской машине вместе с первым замначальника УП Степногорска Бахтияром ЧОКПАРОВЫМ и местным участковым. Их обоих охрана предприятия знает лично, но перед открытием шлагбаума охранник по рации сообщил о приезде полицейских своему начальству, а получив разрешение впустить, тщательно досмотрел салон. Такую же проверку прошли при выезде из рудника. При этом даже руководству полиции на служебной спецмашине можно доехать только до главного административного здания, а дальнейшие передвижения исключительно на автотранспорте предприятия.

В головном офисе рудника нас встретили сотрудники службы безопасности и после нескольких телефонных переговоров получили добро начальства показать работу фабрики. Забегая вперед, скажем: все, что связано с переработкой и транспортировкой золота, - тайна за семью печатями, охраняемая как руководством предприятия, так и государством. Обход рудника начался с инструктажа: специалист по технике безопасности все объяснила быстро, но подробно.

Из основных требований - защитную каску не снимать, от служебного транспорта дальше пяти метров не отходить, быть пристегнутым по всему маршруту передвижения. Самое важное - не появляться в зоне работы карьерной техники: вокруг кабины много слепых зон, и существует большой риск оказаться под колесами 90-тонных грузовиков и огромных погрузчиков. Только после того, как автор этих строк расписался в двух журналах по ТБ, нам наконец-то разрешили выйти из офиса.

Рудник окружен забором с проволокой (не колючей), при средней скорости передвижения 25-30 км/ч предприятие можно объехать за час. По периметру стоят круглосуточные посты охраны - сотрудники сменяются резервной группой, когда нужно сходить в туалет. Едят на посту, трехразовым горячим питанием обеспечивает работодатель. На некоторых возвышенностях установлены предупреждающие знаки, запрещающие вход на частную территорию.

Но ни заборы, ни знаки, ни посты охраны не мешают черным старателям проникать на рудник и таскать оттуда золотосодержащую руду.

Меня сопровождают по два офицера полиции и службы безопасности. АО “Алтыналмас” все-таки режимное предприятие. Вдоль дороги огромная груда валунов и камней меньшего размера. Как выяснилось, это и есть руда с содержанием золота и серебра.

- В каждой глыбе теоретически можно найти золото, но не факт, что металл окажется высокой пробы, - рассказывают сотрудники СБ Аксу (бывшие силовики не хотят называть свои фамилии и долж­ности - работа, видимо, обязывает). - Сваты (так, напомню, в здешних краях называют черных старателей. - Т. К.) в основном по ночам проникают на рудник с молотком, дробят камень, если находят жилу, руду забирают с собой. Охрана их задерживает, тут же вызываем полицейских из местного отделения (до УП Степногорска около 12 км), все оформляем, и дела передаются в суд.

- Однако прокуроры и судьи почему-то явные факты кражи чужого имущества с проникновением на охраняемую территорию переводят в разряд административных дел. Сватам выписали штраф 15 МРП, они тут же его оплатили и следующей ночью опять лезут на рудник. Мое мнение, да и полицейские это поддерживают: необходимо ужесточить наказание. Либо крупные штрафы, либо условные сроки и исправительные работы. Я работал следователем по особо важным делам, приходилось всякие дела расследовать. Иногда ужесточение - единственный верный выход из положения, - продолжает один из сотрудников СБ.

Я поинтересовался между делом, чем отличается черный старатель от законопослушного граж­данина.

- Визуально сваты худые, максимум 65-70 килограммов весят, но очень жилистые, - говорит подполковник Чокпаров. - Они же, как Тарзан, быстро спускаются под землю на примитивных устройствах, это даже лестницей назвать нельзя. И так же поднимаются обратно, неся за спиной мешок весом под 70 килограммов. Сваты выносливые, вот только применяют это не в законопослушной жизни, а в криминальном бизнесе. И еще одно отличие: когда здороваешься, их ладони напоминают кору засохшего дерева - такие же шершавые и твердые. И довольно крепкие…

Попросив остановиться для съемок, залез на один валун и услышал вслед: фартовый! Оказалось, в камне имеется золотая жила. Но я ее не увидел, пока, как говорится, не ткнули пальцем. Чуть дальше нашел маленький самородок и, подержав в руках, положил на место - от греха подальше. Не зря в народе говорят: “Алтын көрсе, періште жолынан тайяды” (“При виде золота ангел сойдет с пути”).

Несмотря на сильную жару, около 45 градусов, работа на руднике кипит. Топливозаправщики снуют между карьерными грузовиками и погрузчиками, сотрудники охранного агентства и отдельно службы безопасности АО “Алтыналмас” патрулируют территорию: в среднем в сутки фабрика перерабатывает около 15 тысяч тонн золотосодержащей руды. Ее возят 30 большегрузов, на двух погрузчиках работают женщины.

По словам представителей АО “Алтыналмас”, всего обучение прошли 10 женщин из местных: кто-то сел за штурвал погрузчика, кто-то гоняет на автобусе, а кому-то доверили управлять конвейером.

Как выяснилось, в службу безопасности (по крайней мере, на руководящие должности) принимают бывших сотрудников МВД и КНБ, но не местных. Охранное агентство Аксу тоже прописано в Караганде. Это делается, чтобы избежать сращивания с черными старателями. А вот рабочий персонал - местные. В Аксу, по данным местного акимата, проживают около 4 тысяч человек. Практически все взрослое население трудоустроено на руднике.

К слову, зарплатой и другими условиями работы они довольны. Питаются в столовой - топ-менеджеры и рядовые едят из одного казана. Вахтовики живут в общежитиях, оборудованных кондиционерами, телевизорами, душевыми, туалетами. Для курящих отведены специальные места. И там не делятся на боссов и работяг: вместе курят, говорят обо всем - от цен на жилье до политики и новостей спорта.

В свободное от работы время играют в футбол и волейбол - есть свои команды, а поля построило АО “Алтыналмас”. Словом, на руднике не только технике безопасности уделяют внимание - хорошее питание, качественная спецодеж­да, досуг, обучение новым профессиям и повышение квалификации действующих специалистов тоже за счет работодателя.

Вокруг рудника в так называемой санитарной зоне оказалось несколько десятков домиков - разрешения на строительство были выданы еще в советские времена. Чтобы обезопасить жизнь и имущество владельцев, собственник рудника пошел на беспрецедентные меры. Покосившийся домишко стоимостью максимум пару миллионов тенге АО “Алтыналмас” выкупало вдвое дороже. Некоторые переселились ближе к центру поселка, кому-то компенсации хватило на элитную квартиру в Астане. Важное - местные работают и зарабатывают. И искренне недоумевают по поводу сложившейся ситуации на руднике Бестобе: до него от Аксу чуть больше 100 км.

К слову, участкового знают и сотрудники СБ, и рабочие. Оказывается, он уже четыре года обслуживает участок, где расположен рудник. Многих сватов местный шериф знает по фамилиям: кто сколько раз попадался с поличным, сколько раз был привлечен к ответственности. Аксу - градо­образующее, если уместно применить это слово к поселку, предприятие. Хотя в администрации предприятия не стали называть зарплату топ-менеджеров и работников, судя по припаркованным перед входом на рудник машинам, люди неплохо зарабатывают. И служебные авто - сплошь новенькие японские пикапы. Карьерная техника тоже в хорошем состоянии.

Словом, собственник в полном объеме выполняет свои обязательства перед народом и государством.

Помимо прочего на Аксу начали работу по засыпке заброшенного рудника по добыче урана. Карьер остановился после развала СССР, и сегодня “Алтын­алмас” в рамках добровольных обязательств засыпает породой рудник, чтобы не причинить урон природе и всему живому вокруг.

В Бестобе, например, обстановка пока накаленная. Правда, в последнее время туда зачастил десант столичных чиновников: по поручению главы государства они ищут выход из непростой ситуации на руднике и готовятся к запуску предприятия в строй. В ближайшем будущем и этот рудник станет работать на полную мощь...

Наша справка
Рудник Аксу известен добычей золота, платины, палладия, молибдена. Здесь три карьера и второе место в мире по величине хвостовых захоронений урановых отходов

Тохнияз КУЧУКОВ, поселок Аксу, Акмолинская область

Ссылки по теме:
“Вторая жизнь Бестобе”, “Время” от 17.6.2023 г.
“Банда старателей под прикрытием”, “Время” от 30.6.2023 г.
“Бестобинский синдром”, “Время” от 20.7.2023 г.
“Золотая лихорадка”, “Время” от 27.7.2023 г.

Поделиться
Класснуть