5208

Горы проблем

Ущелья и озера близ Алматы стали топовым местом отдыха - и в этом есть не только плюсы. Зарабатывают на них все кому не лень, ответственности ноль, и для природы ничего хорошего. Что с этим делать?

Горы проблем

Дорога на плато Ассы (живописнейшее место в окрестностях Алматы) не самая простая, подняться по ней могут только джипы. Но даже сюда после ковида хлынул поток туристов. Вереницы микроавтобусов едут не только за инстаграмной красотой - людям обещают звезды: на высоте 2500 метров расположена крупнейшая в Казахстане обсерватория Ассы-Тургень.

Палаточный город на Ассы. Август 2022 года

- Популярность Ассы выросла значительно, чего я не могу сказать о культуре посещения подобных мест, - сокрушается сотрудник обсерватории, ведущий инженер Астрофизического института им. В. Г. Фесенкова Максим КРУГОВ. - Туристы сюда приезжали всегда, но на своих машинах, ставили палатки, вели себя тихо и забирали с собой мусор. Теперь людей привозят полулегальные турфирмы, рекламой которых завален интернет. Поднимают группы на Ассы на “деликах”, курсирующих туда-сюда. Вокруг обсерватории на относительно небольшой территории разбивают палаточный лагерь, где в августовский пик сезона могут разместить до 500-600 человек.

С Ассы туристы увозят фото, впечатления, но только не мусор.

Туристы жгут костры, включают фары на машинах, светят фонариками, совершенно не принимая в расчет, что они находятся на территории действующей обсерватории. В ночь чистого неба нашим сотрудникам приходится выходить к людям и просить их не мешать работе телескопов.

В рекламных постах в Инстаграме, конечно, не напишут, что территория обсерватории находится за забором и посторонних туда не пускают. И небо здесь далеко не всегда чистое.

Все прелести переменчивой погоды Ассы в буквальном смысле на своей шкуре испытали сотни туристов, которые 12 августа поднялись к обсерватории “полюбоваться главным звездопадом лета - потоком Персеиды”. Вместо этого людям пришлось мокнуть под проливным дождем, спасать от шквалистого ветра улетающие палатки, в которых невозможно было спать, и молиться о наступлении утра. С плато они, помятые и простывшие, все-таки спустились, а потом всю неделю обсуждали апокалипсис на Ассы и последними словами крыли организаторов так называемых туров.

За незабываемую ночь туристы заплатили от 20 тысяч тенге и больше. Деньги скидывали переводом, о договорах, как правило, не спрашивали. После шумихи в СМИ и соцсетях на плато провели субботник, вывезли 28 тонн мусора!

Субботник.

                                                                          ***

- Территория обсерватории - более 22 гектаров земли, из которых за ограждением сейчас находится лишь малая часть, - говорит Кругов. - По мере установки новых телескопов мы, конечно, будем огораживать и остальную площадь. В этом году обнесем забором участок с южной стороны, там как раз больше всего любят останавливаться туристы. Это сомнительная популярность: колесами джипов в этом месте землю утрамбовали так, что там больше не растет трава. После той самой ночи лишний раз убедились: нужно брать инициативу в свои руки.

- Представители турфирм, которые привозят туристов на Ассы, пытались выстроить отношения с сотрудниками обсерватории: приходили, спрашивали, как себя вести, что сделать, чтобы не навредить природе?

- Никто не приходил и ни о чем не спрашивал. Сейчас руководство нашего института совместно с акиматом Алматинской области думает, как упорядочить потоки туристов на Ассы. Людей должны привозить турфирмы, которые работают легально, соблюдают определенные правила (как минимум не светят фарами по ночам), увозят с собой мусор, думают об инфраструктуре. Они должны подписывать обязательство содержать территорию в надлежащем состоянии. На такой высоте даже вопрос малой нужды превращается в стратегический. Одно дело - поставить туалеты, и совершенно другое - подумать, кто их будет чистить и, главное, куда и как все это дело вывозить.

Сотрудники обсерватории на­деются, что на плато наконец наведут порядок. Тогда (давняя мечта!) они смогут развивать научный туризм и проводить образовательные экскурсии, в первую очередь для школьников и студентов - ученым нужна смена. А как иначе заинтересовать подрастающее поколение?

- Можно и нужно решать эти вопросы в позитивном ключе: не запрещать, а искать приемлемые для всех варианты, - резюмирует Кругов.

                                                                          ***

С 30 августа в Инстаграме собирают туристические группы и на Большое Алматинское озеро (БАО). Свободный проезд к водоему после трехлетнего перерыва открыли на прошлой неделе. Алматинцы на радостях рванули на БАО и… закупорили ущелье пробкой из машин, которые не могли разъехаться на узкой дороге. Пошел слух, что скоро лавочку прикроют и пропускать будут не всех.

Вместе с туристами на БАО вернулись пробки.

Именно в этот момент представители Федерации альпинизма рассказали, что с 1 сентября решением городского акимата перестали действовать их пропуски на проезд в Малое Алматинское ущелье. Благодаря им спортсмены могли подниматься на своих джипах в труднодоступные места, чтобы помогать пострадавшим в горах. Борьба за экологию победила здравый смысл и логику. В Малое Алматинское ущелье свободно заезжают только электрокары (остальные по пропускам), в соседнее Большое Алматинское - все подряд.

- В горах все больше людей. Развиваются туризм, спорт, становится больше мест для отдыха. Это хорошо, мы рады. Но ущелья принадлежат не только людям, - напоминает альпинистка Ада МОЛГАЧЕВА. - Пока действовал запрет на проезд на БАО, мы видели, что косули, снежные барсы, горные козлы стали спускаться ниже. Они там живут, их интересы тоже нужно учитывать. Как животные будут чувствовать себя сейчас, когда к озеру хлынули потоки туристов?

Ада считает, что проезд на БАО нужно ограничить, но грамотно, не лишая людей возможности полюбоваться красивейшим озером. На Шымбулак можно подняться на канатке, доехать туда на микроавтобусе или электротакси. Почему и на Большое Алматинское не запустить экологичный общественный транспорт?

- Малое Алматинское и Большое Алматинское ущелья - территория Иле-Алатауского государственного национального природного парка, но почему-то там действуют разные правила для проезда, - недоумевает Молгачева. - Возможно, пока чиновники не договорились, на баланс какого ведомства передать дорогу, ведущую к озеру. Кто будет ее обслуживать, регулировать правила проезда - город или “Каз­АвтоЖол”? Нет общей стратегической политики. Это выливается в нелогичные запреты, как в случае с пропусками для нашей федерации. Правила должны быть едиными и учитывать интересы людей, которые приезжают в горы отдохнуть, работают там и занимаются спортом.

                                                                            ***

Как же быть с предприимчивыми товарищами, которые рубят капусту на наших горах? Берут деньги за туры и при этом ни за что не отвечают.

- Внутренний туризм становится все популярнее. Активизировались люди, которые пользуются моментом и совершенно бесконт­рольно зарабатывают на этом деньги, - подтверждает председатель фонда “Туристік қам­қор” Инна РЕЙ. - В горы и на озера хлынули потоки отдыхающих. Мы увидели, что не готовы к такому наплыву не только из-за недостатка инфраструктуры, но и из-за отсутствия механизмов, позволяющих регулировать эту сферу. Это огромная проблема для нашей отрасли.

Любой может собрать группу и организовать тур (пеший или автомобильный) в горы - место повышенной опасности. Речь идет не только об удобстве и комфорте туриста, но и о его жизни. Поэтому услуги должны предоставлять только профессионалы, на несколько шагов вперед продумывать любые возможные эксцессы, маршруты и подписывать договор с отдыхающими.

Инна Рей призывает в срочном порядке разработать четкие правила, касающиеся организованного отдыха в горах, и следить, чтобы их исполняли. Но здесь есть и обратная сторона.

- Как только мы начинаем говорить о правилах, тут же появляются возражения: дайте свободу бизнесу, - указывает на противоречия Рей. - Но именно из-за отсутствия правил этот бизнес стал стихийным. Надеюсь, профильное министерство вернется к этой теме, потому что горный кластер - один из ведущих для развития туристической отрасли.

Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть