3861

Отрасль надо спасать, а не вату жевать

Хлопкоуборочная кампания стартовала в пяти районах Туркестанской области

Отрасль надо спасать, а не вату жевать

И пока надежду аграриям внушает лишь урожайность сырца, а вот перспективы его реализации туманны. Нет прогнозов ни по спросу, ни по закупочной цене хлопка, волокна и семян. Сплошная неопределенность. Не первый год крестьян убеждают сокращать посевы хлопчатника, аргументируя усиливающимся дефицитом поливной воды на юге, но большинство из них отказываться от него не собираются.

Тем не менее в этом году объем посевных площадей все же немного снизился: с 126 до 116 тысяч гектаров. Произошло это в том числе и на фоне прошлогодней ситуации с низкими закупочными ценами на сырец, когда в напряженную ситуацию между крестьянами и переработчиками был вынужден вмешаться аким Туркестанской области Дархан САТЫБАЛДЫ, в ходе переговоров убедивший закупщиков поднять авансовые платежи до 250 тысяч тенге за тонну.

- Но индекс на Ливерпульской хлопковой бирже опустился еще ниже, и переработчики в итоге остались в минусе, - приводит доводы председатель Казахской хлопковой ассоциации Полат ЮСУПОВ. - Многие до сих пор не продали прошлогоднее волокно, хотя начался уже новый сезон. Стоимость, как известно, диктуют рынок, индекс на бирже и трейдеры. А вот акимат в рыночные отношения вмешиваться не должен. Ведь переработчики тоже рискуют остаться без дохода - кто же им тогда будет помогать?!

Какой будет прибыль в этом году и покроет ли она затраты, в хлопковой ассоциации прогнозировать пока не берутся. Владельцы 23 хлопкоочистительных заводов предлагают крестьянам аванс лишь 100-150 тысяч тенге за тонну. И профинансировано таким образом всего 100 тысяч тонн - меньше половины будущего урожая. Кредитоваться, по словам Полата Юсупова, им не на что - многие предприятия и так уже в залоге.

На мировом рынке ситуация с ценообразованием нестабильная, трейдеры пока выжидают. Если учесть, что больше 80 процентов всего объема хлопковолокна в регионе скупают именно они, то режим ожидания местных переработчиков вполне понятен.

Потомственный хлопкороб из Мактааральского района, глава крестьянского хозяйства “Нуралы жол” Ербол ЕРАЛИЕВ помнит те времена, когда спрос на сырец был такой стабильный, что покупателей на урожай даже не нужно было искать. Сегодня ситуация иная, но отказываться от хлопчатника он все равно не намерен. Хотя кроме него на своих 185 гектарах сеет люцерну, кукурузу, бахчевые. Но хлопок, уверен земледелец, еще возьмет свое. При условии, если волокно нач­нут, наконец, перерабатывать в Казахстане, а не снабжать сырьем текстильную промышленность зарубежных стран.

- Как можно терять такую отрасль в сельском хозяйстве, как хлопководство?! - недоумевает фермер, когда слышит аргументы в пользу отказа от хлопка. - А что воды требуется много, так это потому, что поливать его начинают все одновременно. Но если с землей правильно работать, то достаточно всего одного полива на полях за весь вегетационный период! Думаю, экономию воды нужно начинать не с отказа от влаголюбивых культур, а с повсеместного введения водосберегающих технологий, и в первую очередь бетонирования поливных каналов.

Кстати, Ербол Ералиев, как и многие его земляки-аграрии, в этот маловодный и засушливый год испытал на своих полях новый сорт хлопчатника “Мактаарал-5027”, выведенный селекционерами Мактааральской опытной станции хлопководства и бахчеводства. Как оказалось, он вполне может пережить и засуху, и жару.

- Сорт стрессоустойчивый, но необходимо учитывать соблюдение агротехники, - поясняет один из его авторов, руководитель отдела семеноводства и селекции опытной станции кандидат сельскохозяйственных наук Сабир МАХМАДЖАНОВ. - Несмотря на проблемы с поливом, он показал хорошую урожайность - в среднем около 35-40 центнеров с гектара. К слову, в условиях засоления почвы и высоких температур самая устойчивая культура - именно хлопок.

Крестьяне Ордабасинского района, пожалуй, единственные хлопкоробы в Туркестанской области, кто вообще не переживает за сбыт своего сырца. Его, как и в прошлом году, гарантированно выкупит единственный хлопкоперерабатывающий завод в регионе - ТОО “Рамазан Агро”. Такая схема сотрудничества выстраивалась не один год и сегодня представляет собой взаимовыгодный симбиоз. Хлопчатник компания выращивает не только на собственных 723 гектарах, но еще и на четырех тысячах гектаров, принадлежащих местным крестьянам. На их земле пашут, сеют, удобряют, убирают. Сельчанам не надо тратиться ни на семена, ни на технику. Нет проблем и с поливом: канал, протянутый от Бугуньского водохранилища, компания забетонировала за свой счет.

- Собранный нашими комбайнами сырец элитных турецких сор­тов мы принимаем по рыночной цене за минусом расходов на агротехнические работы. Это примерно 25 процентов от сто­имости хлопка, - поясняет нюансы фьючерсных контрактов с фермерами советник ТОО Марат КАМБАРОВ. - В прошлом году мы заготовили и переработали 20 тысяч тонн сырца, в этом планируем 25 тысяч. Со сбытом у нас проблем нет: много лет сотрудничаем с трейдерской компанией из Чехии. Забирают волокно в полном объеме.

Уборку хлопка компания начала в середине сентября. Солидный машинотракторный парк, при­обретенный через АО “Казагрофинанс”, позволяет оперативно снять весь сырец и на своих полях, и на крестьянских. Работой обеспечены больше 300 местных жителей. А появись здесь еще и хлопкопрядильная фабрика, то трудоустроены были бы еще как минимум триста человек. В планах компании такая цель есть, но все упирается в деньги: кредиты под маленький процент и на большой срок банки не предлагают.

О создании хлопково-текстильных кластеров на юге Казахстана говорят уже лет двадцать. За это время настоящую цепочку по глубокой переработке хлопка удалось создать лишь владельцам группы компаний AZALA. Остальные фабрики с помпой открывались, тихо закрывались, снова возрождались и умирали на протяжении десятка лет, поглощая многомиллиардные вливания, в том числе и из бюджета. А волокно по хорошей тогда цене продолжали скупать зарубежные трейдеры.

В этом году власти Туркестанской области вновь амбициозно заявили о больших планах по созданию кластерной переработки. За четыре года в регионе намерены улучшить качество сырца, внедрить влагосберегающие технологии и с привлечением инвес­торов из Узбекистана и Турции открыть предприятия по выпуску пряжи, тканей, масла, хлопчатобумажных изделий.

Пример того, как можно за короткий срок избавиться от экспорт­ной зависимости и расширить собственное производство, что называется, под носом. В соседнем Узбекистане экспорт хлопковолокна сегодня под запретом: все перерабатывают внутри страны. Хотя производят его там в среднем около миллиона тонн в год. Тысячи текстильных, швейных, трикотажных фабрик были открыты благодаря льготным кредитам, налоговым каникулам и прочей поддержке государства.

А в Казахстане пока ежегодно субсидируют лишь хлопкоробов, частично возмещая их затраты на покупку семян, удобрений и новой техники на миллиарды тенге. Добавленная же стоимость уходит в зарубежные страны вместе с падающим в цене хлопковолокном.

Алиса МАСАЛЁВА, фото автора, Туркестан

Поделиться
Класснуть