5941

Дом преткновения

Эпопея с планируемым сносом Дома школьников №2 в Алматы, похоже, закончится полным фиаско коллектива учебного заведения и его воспитанников. И это неудивительно, ведь на стороне частного застройщика Qazaq stroy выступают власти южной столицы в лице одного из своих структурных подразделений — управления образования.

Дом преткновения
Дом школьников №2

Мимо нас

Общественный резонанс, вызванный нашей публикацией о планируемом сносе Дома школьников №2 (см. «Под крышей Дома своего», «Время» от 12.10.2023 г.), привел к тому, что директор Qazaq stroy Болат ИБРАГИМОВ решил встретиться с активистами, общественниками и блогерами. Нетрудно догадаться, что корреспондентов газеты «Время» на эту встречу не пригласили. Видимо, компания испугалась наших вопросов, главным из которых является следующий: как частнику удалось отхватить кусок государственной земли в центре города под предлогом программы реновации ветхого жилья, к которой, как не крути, ни сам Дом школьников №2, ни его земельный участок, не имеют никакого отношения?

Тем не менее нам удалось узнать, какие воздушные замки рисовали представители Qazaq strоy перед приглашенной общественностью, как расхваливали свой проект, но главное — кто им передал землю территории Дома школьников под застройку.

Краткая предыстория

Судьба ветхих домов, расположенных в квадрате алматинских улиц Шевченко — Манаса — Жамбыла — Байзакова была предрешена, по сути, еще при акимстве Бауыржана БАЙБЕКА. В 2019 году земельные участки с кадастровыми номерами 20-311-014-460, -461, -462, -463 и -464 были отведены для строительства многофункционального жилого комплекса. Особо стоит подчеркнуть, что участка с кадастровым номером 20-311-014-168, на котором и расположен ДШ№2, в этом перечне не было. Сбор заявок от желающих застройщиков осуществляло акиматовское ТОО «Предприятие капитального строительства».

Примечательно, что первой, кто предложил свой проект застройки этого участка, стала строительная компания ТОО «РАМС Казахстан». Однако затем, уже в бытность акимом Бакытжана САГИНТАЕВА, в проект влился новый застройщик — Qazaq stroy. Что стало причиной отказа «Рамса» от этого пирога, неизвестно, да и уже, наверное, неважно.

В мае 2021 года возглавлявшая тогда (и сейчас) управление образования Алматы Ляззат ЖЫЛКЫБАЕВА подписала с ТОО «Qazaq stroy» меморандум о намерениях, согласно которому застройщику… передается участок ДШ№2 и сам ДШ№2 под снос и дальнейшую застройку в обмен на полностью оснащенное помещение в 2500 квадратных метров на первых двух этажах будущей 12-этажки. Именно это помещение, согласно меморандуму, и должно стать новым домом для Дома школьников.

Ляззат ЖЫЛКЫБАЕВА.

Согласитесь, 5320 кв м земли в обмен на 2500 кв м помещения — это очень выгодная сделка. Выгодная, ясное дело, для застройщика. Причем, как отметили на встрече с общественностью представители строительной компании, инициатором такого обмена выступили как раз-таки они сами. Кто бы сомневался!

Помещение взамен земли.

Вопросы без ответа...

Между тем в ДШ№2 о своей дальнейшей судьбе узнали только из нашей публикации! По словам его руководства, они сразу же связались с управлением образования, и там их заверили, что никто ДШ не снесет и переезжать никуда они не будут. Неужто Ляззат Ауесхановна запамятовала, что подписывала меморандум о намерениях? Думается, вряд ли. Скорее всего, это попытка сделать хорошую мину при плохой игре.

Желание застройщика заполучить территорию ДШ вполне понятно. Сейчас в этом квадрате улиц расположены 38 двухэтажных домов 1952-1962 годов постройки. В каждом доме по 8 квартир. Итого — 304 квартиры. Qazaq strоy планирует построить на этом участке восемь 12-этажных и четыре 9-этажных дома. Общее количество квартир - 1540. Минусуем 304 квартиры, которые могут быть предоставлены в счет компенсации сносимым, - остается 1236 квартир на продажу. На месте ДШ№2, как мы уже писали, будет построена 12-этажка. Если предположить, что в ней будет (как минимум) два подъезда, а на каждом этаже по 4 квартиры, то получается 100 квартир (тоже как минимум). Разве захочет стройкомпания отказываться от таких денег ради каких-то там школьников?

План Qazaq stroy.

Так что с застройщиком все понятно. Непонятно только, почему у акимата Алматы такая любовь к Qazaq stroy? Вопрос вполне резонный, особенно если вспомнить различные суды и скандалы.

К примеру, историю с карьером в Наурызбайском районе, о котором в 2021 году писали местные СМИ. Карьер якобы выкопала компания Qazaq stroy, несмотря на законодательный запрет на недропользование на территории Алматы.

Можно также обратиться к автоматизированной информационной системе органов исполнительного производства Министерства юстиции. БИН компании Qazaq stroy прочно обосновался в реестре должников и временно ограниченных на выезд должников физических лиц, должностных лиц юридического лица аж по четырем исполнительным производствам! Так, согласно первому, компания имеет задолженность перед государством на 1,7 млрд тенге. Исполнительное производство было возбуждено еще в августе 2021 года. По второму производству (возбуждено в феврале 2022 года) сумма задолженности составляет 1,9 млрд тенге. И эти задолженности, судя по запрету на выезд за пределы Казахстана, до сих пор не погашены.

Исполнительные производства возбужденные в отношении Qazaq stroy.

Кроме того, компания должна «Алматинским тепловым сетям» по двум производствам 72,2 млн и 56,5 млн тенге соответственно, которые тоже не спешит погашать.

… и на засыпку

Незадолго до выхода нашей первой публикации по сносу ДШ№2 мы отправили запросы в комитет государственного имущества и акимат Алматы на имя Ерболата ДОСАЕВА. Но ответов до сих пор нет. Примечательно, что наш запрос (видимо, Ерболат Аскарбекович не захотел самолично отвечать на наши вопросы) пошел по рукам — сначала его спустили в управление городского планирования и урбанистики, оттуда он ушел в управление градостроительного контроля, затем — в социально-предпринимательскую корпорацию «Алматы», после — в управление предпринимательства и инвестиций. В общем, никто не хочет брать на себя ответственность, чтобы объяснить: на каком основании, а главное, по чьему непосредственному указанию государственная земля передана частному застройщику?

Хотелось бы также понять, кто дал право руководителю управления образования Ляззат Жылкыбаевой распоряжаться государственным имуществом? Понятно, что меморандум — это еще не договор, а только намерение. Но даже такое намерение, на наш взгляд, по сути, является превышением полномочий. Ведь в положении об управлении образования, утвержденном акимом города 4 февраля 2019 года, нет ни слова о том, что оно вправе разбазаривать госимущество. Ведь если сейчас на это закрыть глаза, то завтра глава управления экологии сможет разрешать частникам застройку парков и скверов, глава управления энергетики — давать разрешение на снос электроподстанций с последующей их застройкой «человейниками», глава здравоохранения — раздавать территории больниц (вон какие они большие!). И никому за это ничего не будет?!

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Поделиться
Класснуть