5030

Теперь без права выкупа

Имеющая славу одного из самых скандальных аэропортов страны аэрогавань Шымкента теперь вне приватизации

Теперь без права выкупа

В этом списке она числилась с 2015 года и дважды безуспешно выставлялась на торги. Окончательную точку в разбирательствах между претендентами на Шымкентский аэропорт поставил Верховный суд. Хотя о завершении всей эпопеи говорить еще рано.

Аэропорт Шымкента, напомним, планировалось передать в частные руки на 10 лет с правом последующего выкупа. Сроки передачи все время сдвигались не в последнюю очередь из-за борьбы противоположных сторон и конкурентов, но поставленную правительством задачу никто не снимал. К слову, за это время стартовая цена аэрогавани выросла с 5,2 млрд тенге до 5,6.

Против приватизации выступали ветераны авиации, настаивавшие на том, что воздушная гавань как объект стратегический не может быть отдана в частные руки. На противоположном фланге не дремали противники авиакомпании SCAT, которая являлась как бы претендентом номер один, поскольку на собственные средства возводит - правда, вот уже пятый год - новый терминал.

Камнем преткновения стал и земельный участок в шесть гектаров, предназначенный для будущего перрона, где по проекту должны размещаться телескопические трапы и стоянка самолетов.

ТОО “Airservis”, занимающееся оптовой торговлей авиатопливом, обратилось с иском в суд, оспаривая подготовленные акиматом тендерные условия, согласно которым участок под перрон мог запросто достаться авиакомпании-инвестору, чему всячески препятствовал конкурент SCAT. Тяжба дошла до Верховного суда. Но если опустить ненужные теперь уже подробности, все страсти, по сути, ушли в свисток. Надобность в судебных разбирательствах была снята тем, что сами торги были признаны несостоявшимися. А значит, и предмета спора уже не было. В итоге ТОО “Airservis” вернули его иск.

Между тем побывавший в январе этого года в Шымкенте премьер-министр Алихан СМАИЛОВ в пух и прах раскритиковал состояние воздушной гавани, заявив, что, мол, перед гостями страны стыдно! По результатам работы и выводам созданной по его поручению комиссии участок под перрон решением правительства передан SCAT.

- По договору авиакомпания приобретает участок за 850 миллионов тенге согласно оценочной стоимости. Сумму разделили на четыре транша до конца года. Первый из них уже перечислен, - пояснил газете “Время” руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Шымкента Ролан ИБРАГИМОВ. - Перрон - это прилегающая к терминалу территория, и она от него неотделима. Взлетно-посадочная полоса и рулежная дорожка остаются на балансе АО “Аэропорт Шымкент”.

При этом собеседник скептически относится к возможным срокам сдачи авиакомпанией в эксплуатацию нового терминала и перрона в декабре этого года и даже в марте следующего. А вот о передаче аэропорта в доверительное управление заявляет уверенно: если и будет, то только без права выкупа.

- У акимата Шымкента есть законное право, не проводя торги, отдать аэропорт в доверительное управление на 10 лет без последующего выкупа, - уточнил Ибрагимов позицию городских властей. - В этом случае 70 процентов доходов будет поступать в бюджет, а 30 - оставаться прибылью управляющей компании и расходоваться в том числе на развитие гавани.

Как на самом деле сложатся пазлы в этой комбинации, сейчас сказать очень сложно.

Еще одной головной болью местных властей стала плотная застройка рядом с аэрогаванью. Жилые дома стоят уже чуть ли не впритык к ограде аэропорта. Причем жителей микрорайона “Кызылжар” такое беспокойное соседство не смущает - они привыкли к самолетному гулу. Чего не скажешь о комитете гражданской авиации Минтранспорта.

- 308 участков, на которых расположены жилые дома и коммерческие объекты, подлежат изъятию для госнужд, так как расположены в охранной зоне аэропорта. Они были построены незаконно, но затем были легализованы, и сегодня их придется выкупать, - поясняет Ролан Ибрагимов. - По примерным подсчетам, на это потребуется около 30 миллиардов тенге - для бюджета огромная сумма. Не исключено, что начнутся судебные споры по поводу выплат, что только затянет процесс. Поэтому альтернативным вариантом предлагаем рассмотреть возможность строительства новой взлетно-посадочной полосы третьей категории. Ее преимуществом станет увеличение количества рейсов и принятие бортов даже в условиях плохой видимости. Ориентировочная стоимость строительства - 34 миллиарда тенге. Изымать землю для этих целей не нужно, там есть свободные 20 гектаров. А если построить рядом перрон для грузовых бортов, то аэропорт в долго­срочной перспективе можно будет развивать еще и как региональный хаб, ведь на грузоперевозках можно хорошо зарабатывать.

Какие еще задачи повышенной сложности подкинет аэропорт Шымкента, покажет время. Но очевидно одно: передача в доверительное управление не всегда решает проблемы, а часто подкидывает новые.

Кстати, как пояснили в Минтранспорта, отвечая на запрос газеты “Время”, практика эта продолжится. На повестке дня - аэропорт столицы, который могут передать в управление компании Terminals Holding из ОАЭ для превращения его в мультимодальный хаб.

Алиса МАСАЛЁВА, Шымкент

Поделиться
Класснуть